На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хвастунишка

6 788 подписчиков

Свежие комментарии

  • selyger ger
    И тут все вымерли..!Самые таинственны...
  • Алексей Яковлев
    Спортсмены ездят по разным городам, у них режим. Но и трахаться хочется. Чтобы спортсмены не нарушали режим и не иск...Чирлидинг – танцы...
  • selyger ger
    Никогда не слышал... не очень сильный голос,  я бы сказал - певица - релакс!Не забудем мы ни ...

Известные русские философы ХIX-XX веков (часть 8)

Писарев Дмитрий Иванович (1840-1868)

Dimitri Pisarev.jpg

Писарев Дмитрий Иванович - литературный критик, публицист, философ, один из лидеров демократической оппозиции 60-х гг. Окончил исторический факультет Петербургского университета /1861/. Ведущий критик "Русского слова". С 1862 по 1866 - заключенный в одиночке Петропавловской крепости. Испытал влияние Бюхнера, Фогта, Молешотта, Руссо, Конта, Чернышевского. Популяризировал вульгарный материализм, отрицая диалектику и религию, выступал с апологетикой естествознания. Сторонник концепции разумного эгоизма. Политический радикал, стремился к ниспровержению общепризнанных ценностей. Обтаивал воспитательное значение искусства. Работы П.: "Идеализм Платона", "Процесс жизни", "Физиологические картины" и др.

Учение

Наука и теософия

"Как только возникает сознательное исследование, так обозначается тотчас же естественная и непримиримая вражда между наукой и теософией,- вражда, которая может окончится только совершенным истреблением одной из воюющих сторон. Все, что выигрывает наука, то теряет теософия; а так как наука со времен доисторического фетишизма выиграла очень много, то надо полагать, что ее противница потеряла также немало. Действительно, вся история человеческого ума, а следовательно и человеческих обществ, есть не что иное, как постоянное усиление науки, соответствующее такому же постоянному ослаблению теософии, которая, при вступлении человечества в историю, пользовалась всеобъемлющим и безраздельным могуществом. Несмотря на этот вечный и роковой антагонизм, теософия, сама того не замечая и не желая, постоянно вручала своей противнице оружие и собирала для нее материалы, которыми наука постоянно пользовалась со свойственными ей одной неподкупностью, неумолимостью, неблагодарностью и коварством".

Русская философия

"Фантастическое увлечение идеей и принципом вообще, сколько мне кажется, не в характере русского народа. Здравый смысл и значительная доля юмора и скептицизма составляют, мне кажется, самое заметное свойство чисто русского ума; мы более склоняемся к Гамлету, чем к Дон-Кихоту, нам мало понятны энтузиазм и мистицизм страстного адепта. На этом основании мне кажется, что ни одна философия в мире не привьется к русскому уму так прочно и так легко, как современный здоровый и свежий материализм. Диалектика, фразерство, споры на словах и из-за слов совершенно чужды этому простому учению".

Материализм

"Материализм сражается только против теории; в практической жизни мы все материалисты и все идем в разлад с нашими теориями; вся разница между идеалистом и материалистом в практической жизни заключается в том, что первому идеал служит вечным упреком и постоянным кошмаром, а последний чувствует себя свободным и правым, когда никому не делает физического зла. Предположим, что вы в теории крайний идеалист, вы садитесь за письменный стол и ищете начатую вами работу; вы осматриваетесь кругом, шарите по разным углам, и если ваша тетрадь или книга не попадается вам на глаза или под руки, то вы заключаете, что ее нет, и отправляетесь искать в другое место, хотя бы ваше сознание говорило вам, что вы положили ее именно на письменный стол. Если вы берете в рот глоток чаю и он оказывается без сахара, то вы сейчас же исправите вашу оплошность, хотя бы вы были твердо уверены в том, что сделали дело как следует и положили столько сахара, сколько кладете обыкновенно. Вы видите, таким образом, что самое твердое убеждение разрушается при столкновении с очевидностью и что свидетельству ваших чувств вы невольно придаете гораздо больше значения, нежели соображениям вашего рассудка. Проведите это начало во все сферы мышления, начиная от низших до высших, и вы получите полнейший материализм: я знаю только то, что вижу или вообще в чем могу убедиться свидетельством моих чувств".

Задача времени

"На стороне правительства стоят только негодяи, подкупленные теми деньгами, которые обманом и насилием выжимаются из бедного народа. На стороне народа стоит все, что молодо и свежо, все, что способно мыслить и действовать. Династия Романовых и петербургская бюрократия должны погибнуть. Их не спасут ни министры, подобные Валуеву, ни литераторы, подобные Шедо-Ферроти.То, что мертво и гнило, должно само собой свалиться в могилу. Нам остается только дать им последний толчок и забросать грязью их смердящие трупы".

Главные сочинения: Полн.собр.соч., "Исторические эскизы".

Победоносцев Константин Петрович (1827-1907)

Константин Петрович Победоносцев

Победоносцев Константин Петрович - правовед, политический деятель, идеолог самодержавия. Обер-прокурор Синода /1880-1905/. Использовал идеи славянофилов, Карлейля, Ле Пле для защиты самодержавия. Научное знание, согласно Победоносцеву, имеет характер предположения, истина достижима верой. Критиковал буржуазную демократию /"великая ложь нашего времени"/. Инициатор жесточайшей цензуры.

Предлагаемая Победоносцевым система государственной церкви основывалась на идее "единоверия народа с правительством", исключавшем демократизацию и секуляризацию как духовной, так и политической жизни. Он хорошо сознавал, что на принципах плюралистической религиозности, свободы совести (и личности!) невозможно удержать обветшавшее здание русского самодержавия.

Учение:

Органицизм и религиозный консерватизм легли в основу социальной философии Победоносцева. Сохранение духовной целостности и нар. жизни и её защита от разрушительных идей материализма, атеизма, либерализма и социализма утверждались в качестве принципа гос. политики. Идеализация нравственно-религиозного быта крестьянства, его стихийной религиозности сочеталась с определённой недооценкой потенциальных возможностей активизации политической и гражданской самодеятельности народа. Патриархально-отеческая опека государством и церковью "тёмной" и неразвитой массы выдвигалась в качестве политической программы правительства и верховной власти. "Страсть" к сохранению коренных устоев жизни в концепции П. во многом заменила "творческую страсть".

Главные сочинения: Исторические исследования и статьи, "Победа, победившая мир".

Потебня Александр Афанасьевич (1835-1891)

Potebnya.jpg

Потебня Александр Афанасьевич - создатель философско-лингвистической концепции, культуролог. Окончил историко-филологический факультет Харьковского университета /1856/, учился в Германии. С 1875 - профессор Харьковского университета. Стоял у истоков исторической грамматики, семиотики, социолингвистики этнопсихологии. Обосновал учение о "внутренней форме" слова, основная идея которого - в признании существования образа значения. Полагал, что язык обуславливает специфические черты народа. Оказал влияние на символизм.

Учение

Наука, поэзия, философия

"Наука раздробляет мир, чтобы сызнова сложить его в стройную систему понятий; но эта цель удаляется по мере приближения к ней, система рушится от всякого не вошедшего в нее факта, а число фактов не может быть исчерпано. Поэзия предупреждает это недостижимое аналитическое знание гармонии мира; указывая на эту гармонию конкретными своими образами, не требующими бесконечного множества восприятий, и заменяя единство понятия единством представления, она некоторым образом вознаграждает за несовершенство научной мысли и удовлетворяет врожденной человеку потребности видеть везде цельное и совершенное. Назначение поэзии - не только приготовлять науку, но и временно устраивать и завершать невысоко от земли выведенное ее здание. В этом заключается давно замеченное сходство поэзии и философии. Но философия доступна немногим; тяжеловесный ход ее не внушает доверия чувству недовольства одностороннею отрывочностью жизни и слишком медленно исцеляет происходящие отсюда нравственные страдания. В этих случаях выручает человека искусство, особенно поэзия и первоначально связанная с нею религия".

Вера и знание

"Таким образом, прошедшее представляет нам постоянное стремление заменять первые причины вторичными, которые, в свою очередь, разложимы и объяснимы другими причинами. Стремление это сдерживается притязаниями веры решать по-своему вопросы, уже решенные наукой, но последняя рано или поздно берет верх. Человеку мало заманчиво "духовное самоубийство"; ум лишь немногих может отречься от себя и помириться с противоречием предания и живой науки. Можно ли из этого заключать, что настанет время, когда вера вполне заменится наукой? Научные предположения, еще не составляющие веры, но ближайшим образом сродные с нею, конечно, будут всегда иметь место; конца сущему мы не видим и не можем представить себе времени, которое бы обеднело задачами, которому нечего было бы делать. Из этого следует, что тем менее можем представить себе время, когда бы самые верхи здания науки были построены раз навсегда. Если первостепенное неясно и не решено, то и о второстепенном могут существовать лишь предположения. Если вера в личного и человекообразного Бога перестанет удовлетворять мысль, это верховное начало заменится другим, таким же временным. Одно несомненно: человек с каждым шагом вперед научается более и более различать степени вероятности и оценивать средства своего ума".

Главные сочинения: "Слово и миф", "Эстетика и поэтика".

Розанов Василий Васильевич (1856-1919)

Vasily Rozanov.jpg

Розанов Василий Васильевич - философ и писатель, публицист. В 1882 окончил историко-филологический факультет Московского университета. Преподавал историю и географию в гимназиях. С 1893 работал в канцелярии. В 1899 стал сотрудником газеты "Новое время". Примыкал к поздним славянофилам, после 1905 - представитель богоискательства. С 1917 жил в Сергиевом Посаде. Развивал идеи о понимании, как отличной от эмпирического познания деятельности разума. Природа человека иррациональна и доступна только религии. Индивидуальное бытие самоценно и происходит из "утробы универса". Разделял концепцию соборности, общинности русской жизни. Пол понимал как мистическую связь человека с Богом. Одним из первых выдвинул тезис "о достоинстве христианства и недостоинстве христиан", развитый затем Н.А.Бердяевым.

В книгах и статьях Розанова уделяется большое внимание критике христианства. Он рассматривает светлое христианство старца Зосимы и Алеши Карамазова как вымысел Достоевского, по его мнению, есть печальная религия смерти, проповедущая безбрачие, пост и аскетизм.

Учение:

Что делать? "- "Что делать?" - спросил нетерпеливый петербургский юноша. - Как что делать: если это лето - чистить ягоды и варить варенье; если зима - пить с этим вареньем чай".

"Западная жизнь движется по законам лирики, наша до сих пор - в формах эпоса; но некогда и мы войдем в формы лирики. Вопрос Чернышевского, поставленный в заглавии его романа, есть вопрос существенно лирический, несвоевременный; ему может быть дан только бытовой ответ: делать нужно то, что было делаемо вчера".

Народ, его формы

"Когда народ умирает - он оставляет одни формы: это - скелет его духа, его творчества, его движений, внутренних и внешних. Республика, монархия - разве это не формы? Трагедия, эпос, "шестистопный ямб" - разве не формы? Не формы - Парфенон, как и Девятая симфония? И, наконец, метафизика Платона или Гегеля? И вот почему, еще раз: когда народ оканчивает свое существование - формальная сторона всех им создаваемых вещей приближается к своему завершению".

Гений

"Гений обычно бездетен - и в этом его глубокая и, может быть, самая объясняющая черта. Он не может рождать, и, кто знает, нужно ли это для него? Он есть некоторая ding an sich. Как орудие, как низменное средство, как земная сторона небесной тайны - половые аномалии, так часто встречающиеся у гениев; влечение к разврату; раннее половое развитие; "пороки детства". Лермонтов и Байрон 11 - 14 лет испытывают любовь; как это уродливо, как гениальны они. Рафаэль и Александр Македонский равно бездетны; бездетны Цезарь и Ньютон. Потомство гения, если даже оно есть, - чахло и быстро гибнет; большею частью это - женское потомство. Вспомним Наполеона I и нашего Петра. Здесь лежит объяснение, почему после гениальных государей династии, большею частью, пресекаются и начинаются "смуты"".

Эмбрионы

"Весь мир есть игра потенций, я хочу сказать - игра некоторых эмбрионов, духовных или физических, живых или мертвых. Треугольник есть половина квадрата, известным образом расчерченного, и на этом основаны его свойства, измеримость, отношения к разным фигурам; Земля есть "Сатурново кольцо", оторвавшееся от Солнца, разорвавшееся, склубившееся, и поэтому она тяготеет к Солнцу; и всякая вещь есть часть бесчисленных других вещей, их эмбрион, потенция их образования - и поэтому только он входит в соотношение с этими другими вещами, связывается с ними, а от других, наоборот, отталкивается. Поэтому, говорю я, жизнь природы есть жизнь эмбрионов; ее законы суть законы эмбриональности; и вся наука, т.е. все и всякие науки, суть только ветви некоторой космической эмбриологии".

Чувство Бога

"Чувство Бога есть самое трансцендентное в человеке, наиболее от него далекое, труднее всего досягаемое: только самые богатые, мощные души, и лишь через испытания, горести, страдания, и более всего через грех, часто под старость только лет, досягают этих высот, - чуточку и лишь краем своего развития, одною веточкой, касаются "мирам иным"; прочие лишь посредственно - при условии чистоты душевной - досягают второй зоны: это - церковь. Коснувшиеся "мирам иным", отцы мира христианского - оставили слова об этом касании; они сложились в обряд, ритуал, требования; выросли как обычай, как учреждения; окреп канон, создалась литургия; построен храм. Создалась масса материальной святыни, уловимой формами времени и пространства. И здесь почил Свет Божий, как праведник почивает в своих мощах. Касание сюда уже для всякого доступно; это - средство спасения, всем предложенное. Да не касаются же руки человеческие этой высочайшей святыни всего человечества. Что - нибудь поколебать здесь, сместить, усилиться поправить, даже улучшить (без знания "миров иных") - более ужасно, чем вызвать кровопролитнейшую войну, заключить позорнейший мир, предательством отдать провинции врагу. Внести неудачную программу в семинариях, удалить чин дьяконский из богослужения - хуже. Чем неудачно воевать под Севастополем, чем заключить Парижский трактат и даже чем "восстановить Польшу".Ох, уж эти починщики таинственной и живой истории!"

Тайна православия

"Вся тайна православия - в молитве, и тайна быть православным заключается в умении молиться. Признаемся, мы чувствуем отвращение всякий раз, когда заводится речь о цезаропаризме или папоцезаризме. Когда стоишь в храме и видишь молящихся - как применить сюда эти понятия: что они - цезоропаписты или папоцезаристы? Все это темы для нас интересные, и именно интересные настолько, насколько мы разучились молиться".

Искусство и действительность

"Нет более обманывающей фигуры, чем "Моисей" Микел-Анджело: этого Моисея не было - фантазия художника, его априорная мысль ошиблись. Моисей был косноязычен: написатель книг, равных которым не знает мир, вовсе не мог говорить. Не поразительно ли? Вся мощь слова сосредоточилась в духе, и для телесного языка, для этого болтающегося куска мяса, - ничего не осталось. Но он еще вывел израильский народ из Египта; он провел его через пустыни; довел до "земли Обетованной". Удивительный человек; как верны, проникновенны слова Гейне: "Как мал Синай - когда на нем стоит Моисей". Это величайшее слово удивления к Моисею, какое мы знаем, вырвавшееся у язычника - писателя, в языческую эпоху. Я думаю - он был мал и тщедушен; быть может - без бороды или с немногими редкими волосами на подбородке. Я думаю, он также был в теле своем нем по отношению к делам, им совершенным, как был нем в языке по отношению к написанным им книгам.Он весь был внутри, сосредоточен. Без сомнения, он был прекрасен, как никто из людей - никто до Христа: но это красота неуловимая, непередаваемая, и во всяком случае непереданная. Микел-Анджело обманулся и обманул".

Главные сочинения: "Около церковных стен", "Тёмный лик. Метафизика христианства", "Люди лунного света. Метафизика христианства", "Апокалипсис нашего времени".

Самарин Юрий Федорович (1819-1876)

Yuri Fyodorovich Samarin Kramskoi.jpg

Самарин Юрий Федорович - философ, общественный деятель,идеолог славянофильства. Окончил словесное отделение философского факультета Московского университета. Материализму и западному идеализму противопоставлял целостность духа. Участвовал в проведении крестьянской реформы в России.

Особенно важно для характеристики Самарина его письмо к Герцену, в котором он настаиваетна свободе человеческой воли и вскрывает внутреннее противоречие в мышлении Герцена.

Учение

Социальная философия

"Токвиль, Монталамбер, Риль, Штейн- западные славянофилы. Все они, по основным убеждениям и по конечным своим требованиям, ближе к нам, чем к нашим западникам. Как у нас, так и во Франции, Англии, Германии на первом плане один вопрос: законно ли самодержавное полновластие рассудка в устройстве души человеческой, гражданского общества, государства? Вправе ли рассудок ломать и коверкать духовные убеждения, семейные и гражданские предания - словом, исправлять по-своему жизнь? Тирания рассудка в области философии, веры и совести соответствует на практике, в общественном быту, тирании центральной власти...

Власть относится к обществу, как рассудок к душе человеческой. Законное чувство тоски и пресыщения, вызванное самовластием рассудка и правительства, лежит в основании стремлений Монталамбера, Токвиля и Русской Беседы. Но вот разница: Токвиль, Монталамбер, Риль и другие, отстаивая свободу жизни и предание, обращаются с любовью к аристократии, потому что в исторических данных Западной Европы аристократия лучше других партий осуществляет жизненный торизм...Напротив, мы обращаемся к простому народу... потому, что у нас народ хранит... свободу нравственного вдохновения и уважение к преданию. В России единственный приют торизма - черная изба крестьянина... В Европе и торизм, и вигизм выросли от одного народного корня... У нас вигизм привит извне... он... не был и никогда не явится творческою силою... Итак, борьба вигизма с торизмом в области веры, философии и администрации у нас гораздо сложнее, чем на Западе, ибо в России она захватывает в свой круг еще новую борьбу народного быта с безнародною, отвлеченною цивилизацией".

"Защищая хозяйственную общину,- у нас в России,- и в настоящее время, я, однако же, не выдаю ее за форму безукоризненную и общеприменимую. Общинное землевладение имеет свои существенные неудобства, которых я не скрывал. В нем таится внутреннее противоречие, свидетельствующее, что эта форма не может быть вековечною, а должна измениться путем свободного развития".

"Спаситель и апостолы создали Церковь и дали человечеству учение об отношении человека к Богу; но они не создавали государственных форм и не писали конституций".

Главные сочинения: "Восстановление порядка и политической свободы", "Предисловие к отрывку из записок А.С.Хомякова о всемирной истории", "По поводу мнения "Русского вестника" о занятиях философией...". Неопубликованная работа "О развитии начала личности в христианском мире..." /1843/.

Сеченов Иван Михайлович (1829-1905)

Sechenov.jpg

Сеченов Иван Михайлович - основоположник отечественной физиологии и объективного направления в психологии, философ. Окончил медицинский факультет Московского университета /1856/. С 1860 - профессор физиологии Медико-хирургической Академии, затем Новороссийского, Петербургского и Московского университетов. Основа его учения - материализм и детерминизм. Сеченов доказывал, что все действия человека и животных рефлекторны по их природе.

Физиолог Сеченов (1829-1905) в своей книге "Рефлексы головного мозга" попытался показать, что все акты в жизни людей и животных "по способу происхождения суть рефлексы".

Учение

Психические акты - рефлексы

"Все без исключения психические акты, не осложненные страстным элементом, развиваются путем рефлекса. Стало быть, и все сознательные движения, вытекающие из этих актов, движения, называемые обыкновенно произвольными, суть в строгом смысле отраженные".

"Теперь я покажу читателю первый и главнейший из результатов, к которому приводит человека искусство задерживать конечный член рефлекса. Этот результат резюмируется умением мыслить, думать, рассуждать. Что такое в самом деле акт размышления? Это есть ряд связанных между собою представлений, понятий, существующих в данное время в сознании и не выражающихся никакими вытекающими из этих психических актов внешними действиями. Психический же акт, как читатель уже знает, не может явиться в сознание без внешнего чувственного возбуждения. Стало быть, и мысль подчиняется этому закону. А потому в мысли есть начало рефлекса, продолжение его и только нет, по-видимому, конца - движения".

Познание и действительность

"Человек есть определенная единица в ряду явлений, представляемых нашей планетой, и вся его даже духовная жизнь, насколько она может быть предметом научного исследования, есть явление земное. Мысленно мы можем отделять свое тело и свою духовную жизнь от всего окружающего, подобно тому как отделяем мысленно цвет, форму или величину от целого предмета, но соответствует ли этому отделению действительная отдельность? Очевидно, нет, потому что это значило бы оторвать человека от всех условий его земного существования. А между тем исходная точка метафизики и есть обособление духовного человека от всего материального - самообман, упорно поддерживающийся в людях яркой характерностью самоощущений. Раз этот грех сделан, тогда человек говорит уже логически: так как все окружающее существует помимо меня, то оно должно иметь определенную физиономию существования помимо той, в которой реальность является передо мной при посредстве воздействия ее на мои органы чувств.

Последняя форма, как посредственная, не может быть верна, истина лежит в самобытной, независимой от моей чувственности форме существования. Для познания этой-то формы у меня и есть более тонкое, нечувственное орудие - разум. В этом ряду мыслей все, за исключением последней, абсолютно верны, но последняя и заключает в себе ту фальшь, о которой идет речь: отрывать разум от органов чувств - значит отрывать явление от источника, последствие от причины. Мир действительно существует помимо человека и живет самобытной жизнью, но познание его человеком помимо органов чувств невозможно, потому что продукты деятельности органов чувств суть источники всей психической жизни".

"Предметный мир существовал и будет существовать по отношению к каждому человеку раньше его мысли; следовательно, первичным фактором в развитии последней всегда был и будет для нас внешний мир с его предметными связями и отношениями. Но это не значит, что мысль, заимствуя свои элементы из действительности, только отражает их, как зеркало; зеркальность есть лишь одно из драгоценных свойств памяти, уживающееся рядом с ее столь же, если не более, драгоценной способностью разлагать переменные чувствования на части и сочетать воедино факты, разделенные временем и пространством. При встречах человека с внешним миром последний дает ему лишь единичные случаи связей и отношений предметов в пространстве и времени; природа есть, так сказать, собрание индивидуумов, в ней нет обобщений, тогда как память начинает работу обобщения уже с первых признаков ее появления у ребенка".

Главные сочинения: Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.

Спешнев Николай Александрович (1821-1882)

http://dic.academic.ru/pictures/enc_biography/m_25144.jpg

Спешнев Николай Александрович - сторонник утопического коммунизма, член кружка петрашевцев. В 1849 арестован, приговорён к смертной казни, замененной каторгой. Ставил задачу подготовки восстания с целью уничтожения крепостного строя. Материалист и атеист, сторонник сенсуализма в теории познания. Признавая закономерность общественного развития, не выделял его главных факторов.

Учение

Метафизика

"Всякая метафизика полагает, что закон происхождения реального мира является обратным абстрагирующему закону ума; это значит, что из концепции или абстакции более простой и более бедной определениями можно восходить к более сложной и более богатой определениями. Всякая метафизика боится реальности, она считает действительно реальным нечто иное, чем самое вещь (сущность, идею и т. д.); реальный мир есть для нее великий маскарад, а ее фантастический мир - истинная реальность. Все это целиком противоречит здравому смыслу. Всякая метафизика принимает качества вещей за реальные существа, воплощенные в вещах, почти за их химические элементы. Всякая метафизика есть поэма, подавленная дедуктивной логикой и фантастической химией. Она довольно двусмысленная вещь, которая не является ни подлинной поэзией, ни положительной наукой, которая обязана своим происхождением и существованием ненасытному стремлению человека к познанию; не имея еще возможности знать все точно, он обманывает это стремление, давая вместо истин гипотезы, подобно тому как заглушают боль посредством паллиатива".

Позитивная и метафизическая точка зрения

"Мы еще находимся в довольно широкой сфере. Вы все ее знаете, это сфера науки, искусства, промышленности, социальных форм, сфера ума, воображения, труда, истории, мир человеческого творчества, который далек от того, чтобы быть законченным, который в общем увеличивается и развивается, хотя и медленно на мой взгляд. Мы не знаем положительно начала, но мы знаем имена десятков людей, которые двинули вперед и науку, и промышленность, и общество, довели их до того состояния, в котором они находятся сейчас,- мы знаем имена Коперника, Галилея, Кеплера, Ньютона, Гершлей, Колумба, Кука, Дженера, Дэви, Уатта, Фультона, Евклида, Архимеда, Лавуазье, Шекспира, Гете, Шиллера, Байрона и, мой бог, сотни других имен людей, которые постепенно двинули вперед науку, создали произведения искусства, изобрели производственные процессы, имена исторических деятелей, которые один за другим, изменяли социальные формы, тех, которые посвятили себя уничтожению рабства, тех, которые разбили феодализм и основали государство, и т. д. и т. д. Вы положительно знаете многие имена, и все же вы ошибаетесь, все это не больше, чем действие оптического обмана, научные и промышленные открытия, произведения искусства, социальные формы - все это продукт абсолюта, абсолюта "человеческой сущности". Вот в чем в действительности состоит различие позитивной точки зрения от метафизической".

Антропотеизм

"Я вовсе не намерен отрицать, что гуманитаризм, обожествление человечества или человека, антропотеизм- одна из доктрин новейшего времени. Вы правы: весь немецкий идеализм Х1Х века - "великая" немецкая философия, начиная с Фихте ( оставьте Фихте с его Я, которое является лишь иным названием духа, и не-Я, которое представляет собой лишь синоним природы,- Фихте, из школы которого вышли Шеллинг и Гегель, которые посредством своего абсолюта или абсолютной идеи устранили противоречие между его Я и не- Я и таким образом дополнили его систему), метит лишь в антропотеизм, пока она, достигнув в лице своего последнего знаменосца и корифея - Фейербаха - своей вершины и называя вещи своими именами, вместе с ним не восклицает: Homo homini deus est- человек человеку бог. Я видел далее, как эта доктрина, проникая из Германии, распространялась среди других народов - конечно, не так широко, как на своей родине. И при этом я имею в виду не рабских переписчиков гегелевской философии за границей, а самостоятельные умы - Прудона во Франции и Каменского в Польше. Оба вышли из школы Гегеля, и лучшим доказательством того, что предпосылки обожествления человечества имелись уже у самого Гегеля и что школа Фейербаха была его подлинной наследницей в Германии, является то, что и у этих двух соседей немцев и в то же самое время, что и в Германии, гегелевское учение выступило как антропотеизм и пришли они к этому, не зная Фейербаха, как Фейербах не знал их".

Недостатки антропотеизма

"Конечно, если христианский бог был лишь частичной абстракцией человека, именно составленной лишь из некоторых свойств и функций человека, которых вкус того времени объявил самыми "благородными" (я говорю - вкус, ибо такие категории, как прекрасное и безобразное, хорошее и плохое, благородное и низкое, всегда были и всегда останутся делом вкуса). В самом деле, бог не был факсимиле, слепком человека - он был наделенною духом абстракцией человечества. Телесное отпало - остались только свойства, функции и деяния человека, которые получили общее название "души", и из них то, что больше всего соответствовало вкусу (не безумие, а разум, не злая воля, приносящая вред людям, а доброта и т.д.), было извлечено, связано, увеличено до бесконечности (абсолютизировано), доведено до апофеоза. В этой односторонности вкуса, в этой ошибке разума, состоящей в превращении дела вкуса в принцип мышления и в неспособности видеть узкую односторонность, коренились практически вредные для людей аскетизм, пренебрежение ко всему плотскому, отвращение и ненависть к нему. В этом, конечно, величайшая разница между христианством и антропотеизмом. Этот последний, по крайней мере в той совершеннейшей форме, в какой он является у Фейербаха (ибо Гегель еще слишком много исключительного говорит о духе, и хотя у него нет отвращения к телесному, но в этом отношении он, по-моему, не пошел дальше христианско-лютеранской точки зрения), тащит всего "человека" без остатка к богу".

Главные сочинения: В кн.: Петрашевцы. Сб.материалов, "Философские и общественно-политические произведения петрашевцев".

Станкевич Николай Владимирович (1813-1840)

Stankevich.jpg

Станкевич Николай Владимирович - мыслитель, поэт, основатель литературно-философского кружка. Окончил словесный факультет Московского университета /1834/. Кружок Станкевича посещали В.Белинский, К.Аксаков, В. Боткин, М.Бакунин, М.Катков и др. Взгляды Станкевича сформировались под влиянием немецкой классической философии, Н.И.Надеждина, М.Г.Павлова. Религию рассматривал как всеобщую любовь, способную объединять людей и преодолевать их разобщённость. Отcтаивал принцип альтруизма. Выступал за просвещение народа и отмену крепостного права сверху.

Изучение философии Гегеля убедило СТАНКЕВИЧА, что концепция космического процесса как процесса развития абсолютной идеи не является абстрактным панлогизмом, т.е. не представляет собой теории диалектического самодвижения безличных абстракных понятий. Он открыл, что у Гегеля носителем абстрактных понятий становится, в конечном чсете, дух как конкретное, живущее существо. При объяснении органических совокупностей СТАНКЕВИЧ опирался на концепцию "первоначальной интуиции", которая связывает каждый организм с остальным миром и составляет основу развития физиологического саморегулирования, инстинкта и разума.

Учение

Жизнь

"Вне жизни ничего не лежит, ибо она есть все; следовательно, постепенное познавание ей чуждо; сознавая себя, она все знает. Ее разум, разумение есть сознание себя самой (сознание в бытии совершающееся), следовательно, бытие она сама. Ее воля не определена ничем, следовательно, свободна, но не отступает от вечных законов разумения, следовательно, воля жизни есть вместе и свобода и необходимость. Если воля непреложна, а препятствий нет и все средства заключаются в том же существе, в каком воля, то воля есть действие; действие природы - жизнь; следовательно, воля жизни есть сама жизнь. Итак, жизнь есть разум и воля, если мы хотим судить ее по- человечески; но это разумение зависит единственно от нашего взгляда на жизнь ; в сущности она ни то, ни другое, но жизнь".

Человек

"Человек выше всего, ибо он есть вся жизнь. Он не может возвышаться ( не разрушив сущности бытия своего); он только не должен падать, он должен равняться самому себе. Но он пал ( об этом после); следовательно, опять должен возвышаться. В каждом неделимом человеке есть частицы человека нормального; в каждом есть низшие свойства. Взаимные отношения людей должны очистить, образовать совершенного человека (но этого недостаточно; сейчас предложу еще способ совершенствования). Отсюда несомненная, хотя и не новая истина: жизнь рода человеческого есть его воспитание. Как же один , отдельный человек должен воспитывать существо свое? Что он должен принять за образец, прототип свой? Где он?"

Искусство

"Искусство есть прошедшее для нас. Это можно было бы сказать так: искусство не есть более высшее для нас. Но и тут вышли бы недоразумения. предложение не много значит, когда оно не высказывается совсем, не говорит все, что его оправдывает. Итак, я скажу наперед в утешение нетерпеливым, что есть непогибающий элемент в искусстве, который останется высшим и последним, элемент цельной, индивидуальной жизни, прямого созерцания, нераздробленного знания - элемент энергии и личности, этот элемент вечен, как вечна потребность человека в каждое мгновение сознавать всю нераздробленную полноту своей жизни. Но в искусстве есть еще другой элемент, который осуществляется в описанном. Это элемент общего, вечного - божественного. Здесь нет места распространяться об этой основной идее искусства. Много форм принимало искусство - они были сообразны возрасту духа. К глубоким, плодовитым открытиям новейшей философии принадлежит то, что история искусства, рассматриваемая разумно есть вместе и его теория и что роды его вполне соответствуют его эпохам, которые в свою очередь совпадают с эпохами общего духовного развития. Эта мысль делает совершенный переворот в эстетике: искусство, вместо того чтобы терять, получает мировое значение; оно выходит из бессмысленного оцепенения, в котором оставалось разбитым неизвестно почему и для чего на разные роды; оно является целым, которое живет с духом и из духа и переживает с ним все судьбы его".

Главные сочинения: Стихотворения, Трагедии, Переписка. Проза.

Источник

Картина дня

наверх