На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хвастунишка

6 787 подписчиков

Свежие комментарии

  • selyger ger
    И тут все вымерли..!Самые таинственны...
  • Алексей Яковлев
    Спортсмены ездят по разным городам, у них режим. Но и трахаться хочется. Чтобы спортсмены не нарушали режим и не иск...Чирлидинг – танцы...
  • selyger ger
    Никогда не слышал... не очень сильный голос,  я бы сказал - певица - релакс!Не забудем мы ни ...

Известные русские философы ХIX-XX веков (часть 7)

Лопатин Лев Михайлович (1855 - 1920)

Лев Михайлович Лопатин.jpg

Лопатин Лев Михайлович - философ спиритуалистического направления, преимущественно психолог. Родился в 1855 г.; окончил Московский университет. Состоит профессором Московского университета и высших женских курсов, председателем московского психологического общества и редактором журнала общества "Вопросы философии и психологии".

Во всех своих работах Лопатин энергично настаивает на необходимости умозрительного начала во всяком цельном миросозерцании. Эмпирический принцип, раскрытый до конца, не опирающийся на умозрение, приводит к неизбежному отрицанию знания и скептицизму. Нельзя искать основ для выработки миросозерцания и в одной только вере, так как, отказываясь от умозрения в принципе, она постоянно исходит из него в действительности.

Умозрительная философия есть знание действительных вещей в их началах и конечном назначении. Для возможности метафизических построений вопрос о законе причинности должен иметь решающее значение. Этот закон, именно в том коренном значении, которое он имеет для всякой непосредственной деятельности разума, то есть как требование производящей или творческой причинности, получает действительное удовлетворение только в спиритуалистическом миросозерцании. Обзор умозрительных понятий о действительности приводит Лопатина к системе конкретного спиритуализма или к психологической метафизике.

Предполагая для явлений духа субстанцию, свойства которой существенно отличны от того, что непосредственно дано в этих явлениях, то есть субстанцию трансцендентную, мы создаем понятие бесплодное и противоречивое. Если же, отбросив всякую субстанцию, мы начинаем смотреть на душевную жизнь как на последовательность абсолютных состояний (точка зрения "феноменизма"), мы получаем такое представление о душе, которое глубоко расходится с ее основными признаками и ведет к неустранимым внутренним противоречиям. Выход отсюда один: субстанция души не трансцендентна, а имманентна своим явлениям, то есть она открывает или проявляет себя и свою природу в наших душевных состояниях.

Явления духа должны быть не только показателями, но и прямою реализациею его существа. Исходя из понятия о душе, как производящей причине, Лопатин пытается защищать принцип свободы воли на психологической почве (умеренный индетерминизм). В вопросе о существовании мирового порядка Лопатин примыкает к Лейбницевой монадологии. - Все работы Лопатина тщательно продуманы и отличаются обстоятельностью аргументации, при простом и одушевленном изложении.

Главные сочинения: "Положительные задачи философии", "Философские характеристики и речи", "Неотложные задачи современной мысли.// Вопросы философии и психологии".

Лопухин Иван Владимирович (1756 - 1816)

Lopukhin IV.jpg

Лопухин Иван Владимирович - писатель, государственнй деятель. Увлекался философией Просвещения, особенно Гольбахом; отказался от прежних воззрений и примкнул к массонскому об-ву. С 1775 г. - на военной службе. В 1782 г. был определён советником уголовной палаты, а затем и её председателем. Неоднократно выступал за смягчение наказаний и отмену смертной казни. В 1785 г. вышел в отставку и принял деятельное участие в литературных и филантропических предприятиях новиковского кружка: перевёл ряд мистических произведений, открыл типографию в Москве, организовал ряд школ, занимался благотворительностью. Был великим мастером одной из массонских лож. Отрицал возможность рационального знания о мире и защищал идею постоянного внутреннего совершенствования. Был назначен Павлом I сиатс-секретарём, а затем переведён сенатором в Москву. В 1812 г. вышел в отставку.

Учение:

Отрицал возможность рационального знания о мире. Критиковал философские системы равенства, противопоставляя им философию мартинистов. В защиту русских масонов Лопухиным был написан "Нравоучительный катехизис истинных франкмасонов" (1790), в основе которого лежала идея постоянного внутреннего совершенствования. Основное сочинение Лопухина "Некоторые черты о внутр. церкви..." (1789-98) посвящено "возрождению или обновлению в Иисусе Христе". Средствами для достижения этого должны были служить молитва и воздержание.

Главные сочинения: "Краткое руководство к высочайшему благу", "Искатель премудрости, или Духовный рыцарь".

Мережковский Дмитрий Сергеевич (1865-1941)

http://www.e-reading.club/illustrations/1006/1006421-_50.jpg

Мережковский Дмитрий Сергеевич - писатель, поэт, философ. В 1888 окончил историко-филологический факультет Петербургского ун-та. 12 лет работал над трагедией "Христос и Антихрист" / 1893 - 1905 /. Один из организаторов Религиозно-философского общества / 1901 /. В 1920 эмигрировал из России, жил в Париже. Отправными для Мережковского были идеи Достоевского и Вл. Соловьева. Отстаивал концепцию "нового искусства", в котором мистическое содержание получает символическое выражение.

Вся релегиозная философия Мережковского основана на идее христианства как религии любви и, следовательно, свободы. Это сочетание любви и свободы приближает его вплотную к религиозно-философскому движению, начало которому было положено Владимиром Соловьевым. Идеал личности, по Мережковскому, а также по Соловьеву и Бердяеву, есть некое двуполое существо, иначе говоря, некая цельная личность, сочетающая мужчину и женщину. Такая теория может быть принята только философами, отрицающими субстанциальность я, т.е. те, кто оказался не в состоянии признать, что индивидуальное я - сверхвременная и сверхпространственная сущность". Вяч. ИВАНОВ, как и Мережковский, вносил много язычества в свое христианство, и это было характерно для реннесанса начала века. Поэзия его также хотела быть дионистической, но в ней нет непосредственного стихийного дионисизма, дионисизм у него надуманный.

Следуя романтической концепции Вл. Соловьева, Мережковский обращается к поиску "религиозной безгосударственной общественности". Это, по мысли Мережковского, единение двух бесконечностей, существующих в мире, - духа и плоти, верха и низа, которые мистически тождественны.

Главные сочинения: "Христос и Антихрист", "Большая Россия".

Михайловский Николай Константинович (1842-1904)

Nikolay Konstantinovich Mikhaylovskiy.jpg

Михайловский Николай Константинович - философ, социолог, публицист. Окончил Петербургский институт горных инженеров. Участвовал в революционных студенческих волнениях. С 1892 - редактор "Русского богатства". Возглавлял либеральное крыло народничества. Критиковал спенсеровскую теорию "органического развития" общества. С помощью субъективного метода в социологии обосновывал иную "формулу прогресса", видя его в постепенном уменьшении разделения труда. "Героев" противопоставлял "толпе", способной лишь к бессознательному подражанию выдающимся личностям.

По мнению Михайловского, объективный метод исследования в социологии себя не оправдывает. Человек как разумное существо несет с собой новую силу. Человек пытается изменить действительность в соответствии со своими целями и идеалами.Такая деятельность человека подлежит нравственной оценке. Категории нравственности, онако, субъективны, и поэтому в социологии следует пользоватьсяне только объективным методом, но и субъективным (причем последнее слово принадлежит субъективному методу).

Учение:

"Личная инициатива возможна в экономическом порядке вещей только для собственника. Бойтесь же прежде всего и больше всего такого общественного строя, который отделит собственность от труда. Он именно лишит народ возможности личной инициативы, независимости, свободы".

Главные сочинения: Полн. Собр. соч., Литературно-критические статьи.

Надеждин Николай Иванович (1804 - 1856)

Николай Иванович Надеждин.jpg

Надеждин Николай Иванович - ученый, литературный критик, философ. Окончил Московскую Духовную Академию. С 1830 - профессор Московского университета. Издатель журнала "Телескоп", в котором было напечатано "Философическое письмо" П.Чаадаева, что привело к высылке Н. из России. По возвращении в 1838 занимался философскими, этнографическими и другими исследованиями. Эволюционировал от платонизма к шеллингианской натурфилософии и, затем, к деизму, родственному материализму.

С 1830 г., когда философию стали уже меньше преследовать, в Москве выступил на кафедре теории изящных искусств Надеждин, занимавший эту кафедру пять лет и применявший новые философские принципы к эстетике. А Надеждин, по словам Константина Аксакова, производил сильное впечатление своими лекциями. Станкевич даже говорил, что если когда-нибудь он будет в раю, то обязан этим Надеждину: так много пробудил он в нем.

Главные сочинения: "Метафизика Платонова", "Литературная критика".

Новгородцев Павел Иванович (1866-1924)

http://7iskusstv.com/2014/Nomer5/Zaharov1.jpg

Новгородцев Павел Иванович - юрист и социолог, философ. Окончил юридический факультет Московского университета в 1888, с 1904 - профессор там же. Кадет, депутат 1 Гос. Думы, после ее роспуска был посажен в тюрьму. После Октября 1917 - в эмиграции. Основал Русский юридический факультет в Праге и Религиозно-философское общество им. Вл.Соловьева. Основа морально-правовых воззрений Новгородцева - трансцендентальный идеализм. В основе естественного права лежат априорные основания. Осуществление социального совершенства возможно лишь за пределами конечного бытия. Кризис современного правосознания связан с тем, что разрешение противоречий предполагается в земной жизни.

Новгородцев приводит неопровержимые научные данные, для того чтобы доказать,что "противоречие между личными и общественными принципами" не может быть разрешено в пределах существования на земле.

Учение:

"Здесь необходимо обратиться к априорным указаниям нравственного сознания, которое в своем независимом от всякого опыта существе содержит данные для оценки любого опытного материала".

"Нравственность (как и право) может и должна изучаться не только как историческое и общественное явление, но также как и внутреннее, психическое переживание, как норма или принцип личности. Рядом с социологическим изучением должно быть признано индивидуально - психологическое и нормативно - этическое: нравственность должна быть понята не только со стороны своей исторической изменчивости, но также как явление и закон личной жизни, как внутренняя абсолютная ценность".

Главные сочинения: "О праве на существование. Социально-философские этюды", "Кризис современного правосознания", "Существо русского православного сознания", "Об общественном идеале", "Нравственные проблемы в философии Канта".

Огарев Николай Платонович (1813-1877)

http://hrono.ru/img/portrety/ogarev_np.jpg

Огарев Николай Платонович - философ-материалист, революционный демократ, поэт и публицист. Друг Герцена. Учился в Московском университете. Арестован в 1834, находился в ссылке в 1835 - 1839. С 1841 по 1846 изучал философию / Гегеля, Фейербаха/, естественные и общественные науки за границей. Вторично арестован в 1850. В 1856 эмигрировал и совместно с Герценым стал издавать "Полярную звезду", "Колокол", "Общее вече", "Русскую потаенную литературу". Огарев - один из родоначальников народничества.

Учение:

Условия свободы личности

"Теперь спрашивается: что же делает личность самостоятельно-свободною?- Ясность мысли и соответственность поступка с мыслию. Что делает личность независимою?- немешание окружающей средою ясно мыслить и соответственно действовать. Стало, полезное в общественном смысле - это знание действительности и устранение препятствий, мешающих человеку ясно мыслить и последовательно действовать. А потому полезных элементов два: популяризация знаний и общественный переворот. Если что-нибудь препятствует личности быть самостоятельно-свободною и независимою от притеснений среды, в которой находится, это - подчинение (совершенно противоположное взаимному согласию) абсолютизму правительства. В этом мире есть преднамеренное ложное учение, а популяризации знаний нет. Стало, общественный переворот необходим".

Свобода и детерминизм

"1) Libre arbitre - принцип, ставящий право выбора поступка или убеждения без достаточной или помимо достаточной причины, определяющей поступок или убеждение. Если мы примем необходимость (а как же ее не принять?) достаточной причины, обусловливающей поступок или убеждение, то оный принципсам собой исчезнет.

2) В анатомико-физиологическом построении животного нет органа, который выражал бы принцип du libre arbitre. Кроме внешнего запроса и органического ответа, кроме впечатления и его результата, кроме толчка и движения, нет никаких явлений в организме. Принцип du libre arbitre вводил бы новый вид невещественной и независимой души, которой присутствие равно не нужно и не имеет места.

3) Если физиология еще плохо объяснила некоторые вопросы, как исторические антеценденты и наследственность, то все же наблюдение, что эти два факта существуют, доказывает нить необходимости, а не принцип du libre arbitre. Оба эти вопроса не имеют никакой связи с оным принципом, и никакое полнейшее физиологическое объяснение не внесет этой связи. Оба эти вопроса во всяком случае в разрез противоположны принципу du libre arbitre.

4) Патологические наблюдения всего яснее устраняют оный принцип. Не говоря уже о психиатрии, больной может не кричать, только когда боль не перешла известную меру.

5) Сравнительная зоология дает больше всего фактов, опровергающих принцип du libre arbitre. Так называемое право выбора поступка найдется у всякого животного, так что из-за этого изобретать особенной человеческой нравственности и особенного превосходства- нечего. И в результате все же выйдет у всякого животного поступок вследствие обслуживающей причины.

6) Разнообразие характеров обуславливается не принципом du libre arbitre, а, напротив, разнообразием организмов и разнообразием влияющей среды, так что одно это устраняет принцип du libre arbitre.

7) Что касается до объективного и субъективного определения libre arbitre и антиномий, переходящих друг в друга, то я думаю, что спор может получить истинное развитие только при совершенном устранении подобных метафизических номинальностей.

8) Только принявши безответственность человеческой жизни, мы можем ввести в социологию необходимые элементы воспитания и социальной организации.

9) Если мы прием принцип du libre arbitre, мы уже не можем объяснить истории, ибо не можем принять в человечестве неизбежную последовательность фактов (т. е. причин и следствий, как принимаем в остальном мире) и должны животом рухнуться и в христианство, и в религиозно-легальную мораль".

Главные сочинения: "Избранные социально-политические и философские произведения", "Избранные произведения", "Русские вопросы", "Расчистка некоторых вопросов", "Частные письма об общем вопросе".

Пестель Павел Иванович (1793-1826)

http://coollib.com/i/99/304099/i_008.jpg

Пестель Павел Иванович - революционер, мыслитель, один из руководителей декабристов. Сторонник теории естественного права и общественного договора. Арестован накануне восстания 1825 и затем казнён. Работы были им уничтожены. Сохранилась только "Русская правда", где определен революционный путь установления республиканского строя в России.

Религиозно-деистический подход нашёл выражение в "Русской правде" П.И.Пестеля (1793-1826). В ней провозглашалось, что первоначальная обязанность человека состоит в сохранении своего бытия.

Учение:

Разделение государства на правительство и народ

"Все здесь сказанное об обществах вообще относится равным образом и до гражданских обществ, которые будучи устроены и в порядок приведены, получают название государства. Гражданское общество, как и всякое другое, имеет свою цель и должно избирать средства для достижения оной. Цель состоит в благоденствии общества и каждого из членов оного общества в особенности. В сей цели все согласны. Для достижения оной нужны средства или действия. Действия сии разделяются на общие и частные. Общим действием называется то, которое касается всего общества, а следовательно, и производится от лица всего общества. Частным - то, которое составляет занятия и упражнения каждого члена в особенности. Избрание средств для достижения сказанной цели и действие, сообразное с сим избранием, ведет к разделению членов гражданского общества на повелевающих и повинующихся. Действие от лица всего общества составляет обязанность первых; действие от лица частных членов предоставляется вторым. Когда гражданское общество получает название государства, тогда повелевающие получают название правительства, а повинующиеся - название народа. Из сего явствует, что главные или первоначальные составные части каждого государства суть: правительство и народ".

Взаимные отношения правительства и народа

"Правительство имеет обязанность распоряжаться общим действием и избирать лучшие средства для доставления в государстве благоденствия всем и каждому. А посему имеет оно право требовать от народа, чтобы оный ему повиновался. Народ же имеет обязанность правительству повиноваться; но зато имеет право требовать от правительства, чтобы оно непременно стремилось к общественному и частному благоденствию и только бы то повелевало, что истинно к сей цели ведет и без чего не могла бы оная быть достигнута. На сем единственно равновесии взаимных обязанностей и взаимных прав может существование какого бы то ни было государства быть основано, а посему и переходит государство, при потере сего равновесия, из природного и здорового своего положения в состояние насильственное и болезненное. Установление своего равновесия на твердых основах есть главная цель сея "Русской правды" и коренная обязанность каждого законодателя".

Каждое право основано быть должно на предшествующей обязанности

"Об обязанностях было упомянуто здесь прежде, нежели о правах, потому, что право есть одно только последствие обязанности и существовать иначе не может, как основываясь на обязанности, ему предшествовавшей. Первоначальная обязанность человека, которая всем прочим обязанностям служит источником и порождением, состоит в сохранении своего бытия. Кроме естественного разума сие доказывается и словами евангельскими, заключающими весь закон христианский: люби бога и люби ближнего, как самого себя,- словами, вмещающими и любовь к самому себе как необходимое условие природы человеческой, закон естественный, следовательно, обязанность нашу. От сей обязанности происходит право пользоваться для пищи плодами и прочиями произведениями природы. Человек имеет сие последние право только потому, что он обязан сохранять свое бытие. Точно как и во всяком случае может право, какое бы оно ни было, только тогда существовать и признаваемо быть действительным, когда оно бывает необходимо для выполнения той обязанности, которая оному праву предшествует и на которой оно опирается или основывается. Право же без предварительной обязанности есть ничто, не значит ничего и признаваемо быть должно одним только насилием или зловластием".

Основные понятия о государственном благоденствии и сопряженных с ним обязанностях

"Главное дело в государстве есть посему понятие об обязанностях, из коих каждая имеет соответствующее ей право. Обязанности в государстве истекают из цели государства. Цель же государственного устройства должна быть - возможное благоденствие всех и каждого. А посему все, ведущее к благоденствию, есть обязанность. Но поелику понятия о благоденствии бывают весьма различны и разнообразны, то и нужно сему положить некоторые основные или коренные правила. Обязанности, на человека от бога посредством веры наложенные, суть первейшие и непременнейшие. Они связывают духовный мир с естественным, жизнь бренную с жизнию вечною, и потому все постановления государственные должны быть в связи и согласии с обязанностями человека в отношении к вере и всевышнему создателю миров. Сей первый род обязанностей касается мира духовного. Они нам известны из священного писания.

Второй род обязанностей касается мира естественного. Они нам известны из законов природных и нужд естественных. Бог, творец вселенныя, есть и творец законов природы, нужд естественных. Сии законы глубоко впечатлены в сердцах наших. Каждый человек им подвластен, никто не в силах их низвергнуть, и потому постановления государственные должны быть в таком же согласии с неизменными законами природы, как и со святыми законами веры. Наконец, третий род обязанностей порождается порождением гражданских обществ или государств.

Первое правило в сем деле состоит в том, что всякое стремление в государстве к доставлению оному благоденствия должно быть согласно с законами духовными и законами естественными.

Второе правило, что все государственные постановления должны стремиться единственно к благоденствию гражданского общества, причем всякое действие, сему благоденствию противное или ему вредящее, признаваемо быть должно преступлением.

Третье правило, что благоденствие общественное должно считаться важнее благоденствия частного, и ежели оные находятся в противоборстве, то первое должно получать перевес.

Четвертое правило, что благоденствием общественным признаваемо быть должно благоденствие совокупности народа, из чего следует, что истинная цель государственного устройства должна непременно быть - возможно большее благоденствие многочисленнейшего числа людей в государстве, почему и должны всегда выгоды части или одного нераздельно уступать выгодам целого, признавая целым совокупность или массу народа.

Пятое, наконец, правило состоит в том, что частный человек, делая усилия к доставлению себе благоденствия, не должен выступать из круга своего действия и входить в круг действия другого, т. е. что благоденствие одного человека не должно наносить вреда, а тем еще менее гибели другому. Коль скоро все деяния как правительства, так и частных людей на сих правилах основаны будут, то государство, несомненно, пользоваться будет возможным благоденствием. Все же законы и постановления государственные должны непременно с сими правилами в полной мере совершенно согласоваться".

Основное понятие о правительстве и разделение оного на верховную власть и государственное правление

"Правительство есть совокупность всех лиц, занимающихся отправлением дел общественных. Оно поставлено в обязанность доставлять народу благоденствие и потому имеет право государством управлять для достижения сей предназначенной цели. Обладая сим правом, оно должно иметь и соразмерную власть, дабы обязанность могла быть выполнена, и право было бы действительным. Сия власть, посредством которой правительство исполняет свою обязанность, употребляет свое право и достигает предназначенной цели, есть Верховная власть. Из общего предмета или состава благоденствия государства истекают особенные предметы сей общей цели, и, как общей цели благоденствия соответствует Верховная власть, так должно соответствовать каждому особенному предмету: особенная обязанность, особенное право и особенная власть. Сии особенные власти истекают из верховной, которая объемлет всю цель учреждения и правительства; почему и должны особенные власти совершенно зависеть от верховной и действовать по направлению, от нее исходящему.

Совокупность всех сил особенных или частных властей составляет государственное правление, которое также названо быть может чиноначальством. Из сего явствует, что правительство не может выполнить своей обязанности и государству доставить благоденствие, если не будет иметь власти, соразмерной важности и обширности цели гражданского общества, и что сия власть распространяет свое действие по всем предметам на целое государство, имея при том много подчиненных властей, кои уже действуют на отдельные предметы или на отдельные только части оного. Общая власть именуется Верховной властью, а совокупность частных - государственным правлением или чиноначальством. Посему и разделяется всякое правительство на Верховную власть и на государственное правление или чиноначальство".

Разделение государственного благоденствия на безопасность и благосостояние

"Государственное благоденствие состоит из двух главных предметов: из безопасности и благосостояния. Отличительное и главное качество безопасности есть охранение, а благосостояния - есть приобретение. Безопасность должна быть первою целью правительства, потому что может быть достигнута посредством общего только действия соединенных сил и волей, каковое соединение в правительстве именно и представляется, и что она ответствует первоначальной обязанности человека, состоящей в сохранении своего бытия. Сверх того, не может быть благосостояния, если не существует безопасности, а потому и служит она основанием сооружения государственного здания. Благосостояние должно быть второю целью правительства, ибо понятия об оном до такой степени различны, что приобретение его должно быть представлено каждому члену гражданского общества особенно и что участие правительства в сем отношении должно быть ограниченно дарованием защиты и удалением тех препятствий, которые бы могли превышать силы и способы частных людей, тем более что частные люди собственными трудами могут доставить себе благосостояние, но не могут одними частными своими силами утвердить безопасность".

Необходимость Россию преобразовать и новые законы издать

"Таковы коренные, начальные понятия, на которых основаны быть должны существование, жизнь и образование всякого благоустроенного государства, дабы оное находилось под властью и управлением законов общественных, а не прихотей личных властителей и доставляло бы возможное благоденствие всем и каждому, а не зловластвовало над всеми для выгоды единого или нескольких. Все, что от сих правил удаляется, а тем паче оным противоречит, есть зловластие, ниспровержение прав и уничижение, нарекание наносящее и гибель совершающее. Применяя сии неизменные и непреложные коренные правила к России, ясно видеть можно, что самые сии коренные правила непременно требуют изменения существующего ныне государственного порядка в России и введения на место его такого устройства, которое было бы основано на одних только точных и справедливых законах и постановлениях, не предоставляло бы ничего личному самовластию и в совершенной точности удостоверяло бы народ российский в том, что он составляет устроенное гражданское общество, а не есть и никогда быть не может чьей - либо собственностью или принадлежностью. Из сего явствуют две главные для России необходимости: первая состоит в совершенном преобразовании государственного порядка и устройства, а вторая - в издании полного нового уложения или свода законов, сохраняя притом все полезное и уничтожая все вредное".

Главные сочинения: В.: Избранных социально-политических и философских произведениях декабристов, "Восстание декабристов: Документы".

Источник

Картина дня

наверх