На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хвастунишка

6 788 подписчиков

Свежие комментарии

  • selyger ger
    И тут все вымерли..!Самые таинственны...
  • Алексей Яковлев
    Спортсмены ездят по разным городам, у них режим. Но и трахаться хочется. Чтобы спортсмены не нарушали режим и не иск...Чирлидинг – танцы...
  • selyger ger
    Никогда не слышал... не очень сильный голос,  я бы сказал - певица - релакс!Не забудем мы ни ...

Известные русские философы ХIX-XX веков (часть 3)

Бурачек Степан Анисимович (1800 - 1876)

Burachek so1 640.jpg

Бурачек Степан Анисимович- популяризатор философии, издатель. По образованию - корабельный инженер, генерал - лейтенант. Преподавал кораблестроение в Морском корпусе. С 1840 совместно с П. Корсаковым издавал журнал "Маяк". Ставил задачу создания православной философии, отличной от "нескладицы" Запада.

Философия

"Отсюда заключается, что для достижения истинной философии требуется:
1) верное последование законам здравого смысла и нравственного чувства;
2) строгая проверка их с началами божественного откровения, православно понимаемого;
3) непосредственное благословение Божие над каждым желающим успешно трудиться в области истинной мудрости".

Задача философии

"Итак, задача философии теперь ясно раскрылась. Тело ее - должно построиться наукозданием, сообразно содержанию. Душа ее - содержание, должна сочлениться из духа всех наук. Дух философии - мудрость, обладание нами всего сущего - сам собой выяснится через применение всех наук и непременно при помощи сверхъестественного, Божественного откровения и при содействии Божьей благодати каждому из зиждущих. Эта работа - не под силу одному: все, все научники, до единого призываются на сию работу. Первобытные народы владели духом философии - мудростью, душа не была развита, тело не создано, и потому первобытная мудрость облекалась необходимо в отдельные символы и загадки.Вторичные народы обрабатывали, но безуспешно, душевную сторону философии. Третичные народы исключительно работают над построением тела , внешности, формы философии; потому-то все труды их отвлеченны, призрачны, чужды жизненного содержания и философия их обратилась в посмешище и отвратила людей недальновидных от изыскания истинных путей мудрости.

Наконец, мы, русские, самим благодатным промыслом Божиим введены в ограду истинной православной кафолической церкви, сокровищницу всякой мудрости, непреложно ведущую к благодатному общению с Богом. Целость и единство державы нашей крепятся благословенным самодержавием и купно с церковью зовут и ведут нас к единомыслию и единению во всем. Добрая, умная и не испорченная в нравах природа и народность наша делают нас добрыми сосудами, способными к принятию всякой благодати. Время, в которое мы, верив доселе на слово заблудшему Западу, начинает уже поверять его и убеждаться в его погрешительности, падениях и заблуждениях, время наше именно то самое, когда философия Запада дошла до нельзя в мечтательности. Мы призваны одушевить мертвое тело "третичной" философии, оживотворить безжизненную душу "вторичной" философии. - Чем же? - Духом: мудростью истинною... Божественнооткровенною, которая вполне сохранилась и сочленилась в нашей вселенской, православной церкви".

Главные сочинения: "Содержание философии", "Древняя мудрость русских и задача нынешней философии; Задача философии".

Васильев Николай Александрович (1880-1940)

Портрет

Васильев Николай Александрович- логик, психолог, философ. Профессор Казанского университета с 1918. Предвосхитил конструктивизм в логике /неуниверсальность закона исключенного третьего/.

Васильев сравнивает особенности не-аристотелевой логики с особенностями не-евклидовой геометрии. Математиками уже дано реальное истолкование этой геометрии, и подобным же образом он пытается показать, что "при наличии данного некоторого устройства вселенной или нашей способности восприятия логика должна быть по необходимости не-аристотелевой.

Пытаясь соотнести "воображаемый" мир с нашим миром, Васильев намечает проблему, развиваемую сегодня в логике возможных миров, о различии миров на основе разных структур отношений одних и тех же признаков. Например, в нашем мире красное и белое не только различны, но и несовместимы, а красное и сухое только различны. В "воображаемом" мире возможны иные соотношения, в частности несовместимое окажется совместимым, оставаясь в то же время взаимоотрицающим.

Главные сочинения: "О частных суждениях, о треугольнике противоположностей, о законе исключенного четвертого", "Логика и металогика", "Логический и исторический методы в этике", "Лекции по психологии", "Воображаемая логика".

Веланский Данило Михайлович (1774-1847)

Велланский, Данило Михайлович.png

Веланский Данило Михайлович (настоящая фамилия - Кавунник) - ученый-медик и философ. Учился в Киевской Духовной Академии /1789/, Петербургской медико-хирургической академии /1796-1802/, в Германии /1802-1805/, где слушал лекции Шеллинга и Стеффенса. Профессор Петербургской медико-хирургической академии /1814-1837/. Исходил из тождества бытия и мышления, критиковал агностицизм, развивал идеи о всеобщей взаимосвязи /борьба полярностей, триада/. Оказал влияние на М. Павлова и любомудров.

Шеллингианцами были М.Г.Павлов, И.Давыдов, Галич, Велланский. Русское шеллингианство в лице Велланского оценивало значение чувственного опыта как не обеспечивающего познания "сущности вещей", от которого последовательные шеллингианцы, не испытавшие влияния кантовского критицизма, не хотели отказываться. По мнению Велланского, человеческий разум способен познавать истину с помощью одной лишь интуиции. Если для изучения неорганического мира Велланский допускает некоторое значение опыта и наблюдения, то для биологии он считает их малоплодотворными.

Главные сочинения: "Биологическое исследование природы", "Обозрение главных содержаний философического естествознания", "Опытная, наблюдательная и умозрительная физика".

Вышеславцев Борис Петрович (1877 - 1954)

Visheclavtsev Boris Petrovich.jpg

Вышеславцев Борис Петрович- философ и богослов. Окончил юридический факультет Московского университета. Входил в кружок П.И.Новгородцева. С 1917 - экстраординарный профессор Московского университета. В 1922 выслан из России. Работал в Берлине, Париже, Женеве. Редактор издания ИМКА-Пресс. Разрабатывал проблематику "философии сердца", антропологии, теории культуры. Его книга -"Сердце в христианской и индийской мистике" /1929/ - первая систематизирующая работа по православному пониманию проблемы.

Сокровенная область "сердца", которая является "сокровенной" и, следовательно, подсознательной и для самого ее носителя, вовсе не должна быть непременно возвышенной и близкой к Богу. Из нее могут проистекать, неожиданно для самого человека и бессознательно, как добрые, так и злые деяния: "Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое".

Подсознание представляет собою, таким образом, сферу бесконечных возможностей, из которых возникает порок и добродетель; оно есть материя (в греческом смысле), которая может принять прекрасную или безобразную форму. Это хаос, древний "родимый хаос", который "шевелится" (Тютчев) под порогом сознательной жизни, с ее рациональными нормами, с ее резонабельной волею: мы видели, что закон есть форма, не умеющая формировать этой мате-рии и вызывающая противоборство этого хаоса.

Все творчество, вся культура и вся религия есть "сублимация", берущая направление на то, что открывается (в "откровении") как высшая ценность: "где сокровище ваше. там и сердце ваше", где ваша высшая ценность, там и ваш Эрос. Гимн любви у Ап. Павла есть выражение предельно сублимированного Эроса: вот во что преображается подсознательная жажда жизни, полноты и блаженства! Космос любви возникает из хаоса темных эротических порывоВышеславцев Эрос брачной любви допускает сублимацию "во Христа и во Церковь" и есть "великая тайна" и таинство. Больше того, здесь центр христианских тайн, ибо все христианские символы из Эроса вырастают: Отец, Сын, Матерь, братья, Жених, Невеста. Если бы влюбленность, брак, материнство, отцовство были чем-то низким и презренным (как думают гностические ереси), то эти символы не могли бы возникнуть. В них заключается указание на возможность могучей сублимации Эроса: семья есть малая Церковь, и Церковь есть большая семья. Если бы Эрос был презренен в каком-либо своем аспекте, то как могла бы "Песнь песней" стоять в каноне священных книг?

Порок создан из того же материала, как и добродетель. Нет природных сил души и тела, которые были бы плохи сами по себе, они становятся злом лишь тогда, когда принимают особую форму, именно форму извращения. Основной идеей всей греко-восточной аскетики и мистики была идея обожения. Обожение есть настоящая сублимация всего существа человека, всех сил его тела и души, ибо тело человека - Храм Духа Божия и, как и душа его, подлежит преображению и прославлению. Великой заслугой Оригена является то, что он дал учение об "обожении" как о таинственном "воображении" Христа в сердце верующего. В душе человека как бы снова рождается Христос. Вселяясь в душу и обитая в ней, Он преобразует ее по образу своему. Такое "преображение" души сохраняет все ее силы и возводит их к высшему, т.е. сублимирует. Вся христианская мистика и аскетика так или иначе принимает этот классический образ сублимации.

Главные сочинения: "Этика преображенного эроса", "Кризис индустриальной культуры", "Вечное в русской философии".

Галич Александр Иванович (1783 - 1848)

https://sites.google.com/site/tzarschool/_/rsrc/1295531385008/home/prepodovateli/galich/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA1.jpg

Галич Александр Иванович- психолог и философ. Окончил Петербургский педагогический институт /1808/, в 1808-1813 - учился в Германии. С 1821 по 1821 преподавал в Петербургском университете, затем был лишен права чтения лекций. Отстаивал существование объективных законов природы, критикуя субъективный идеализм и материализм, одновременно отстаивая методологию опытных наук. Разрабатывал эстетику романтизма.

Галич стоял у истоков антропологического космизма. В его философии человек - "сборное место" мироздания, гармонизирующее "средоточие" мира. Он исследует человека "в разуме общей природы", возводя проблему материи и духа до вселенских масштабов.

Первое, что характеризует человека, - это деятельность. Побуждение к деятельности даёт душа, которая не "предсуществует в умственном, неведомом мире", не творится Богом, а возникает через "рождение" и связана с природой, проникнутой "животворящими силами". Это похоже на пантеизм, но только по форме; в действительности Галич, подобно Радищеву, придерживался эволюционного взгляда на происхождение души и проводил качественное различие между силами природы и "идеальным началом" человека.

Главные сочинения: "Опыт науки изящного", "Картина человека", "Лексикон философских предметов".

Герцен Александр Иванович (1812-1870)

Герцен Александр Иванович

Герцен Александр Иванович- философ и революционер, писатель и публицист, основоположник народничества. Окончил физико-математическое отделение Московского университета /1833/. Вместе с Н.П.Огаревым создал тайный кружок по изучению политической, в частности, социалистической, литературы. Дважды арестовывался и ссылался /1835-1840 и 1841-1842/. С 1847 - в эмиграции. Основал в Лондоне "Вольную русскую типографию" /1853/, издавал "Полярную звезду" /1855-1869/, "Колокол" /1857-1867/. Участвовал в создании революционной организации "Земля и Воля". Создал оригинальную материалистическую и атеистическую концепцию, в которой использовал переработанную диалектику Гегеля, названную им "алгеброй революции". "Реалистическая" научная теория, согласно Герцену, необходима для обоснования будущего социального переворота. Поражение революции 1848-1849 явилось основой духовной драмы Герцен, разрешением которой стала его концепция "русского", крестьянского социализма.

Взгляды Герцена нельзя отождествлять с классическим материализмом, согласно которому психические процессы пассивны и всецело зависят от материальных процессов.Его учение сводится к следующему:

Ошибка идеализма

"Идеализм высокомерно думал, что ему стоит сказать какую-нибудь презрительную фразу об эмпирии, - и она рассеется, как прах. Высшие натуры метафизиков ошиблись: они не поняли, что в основе эмпирии положено широкое начало, которое трудно пошатнуть идеализмом. Эмпирики поняли, что существование предмета - не шутка; что взаимодействие чувств и предмета не есть обман; что предметы, нас окружающие, не могут не быть истинными потому уже, что они существуют; они обернулись с доверием к тому, что есть вместо отыскивания того, что должно быть, но чего, странная вещь, нигде нет!"

Материалисты-метафизики "

Материалисты-метафизики совсем не то писали, о чем хотели; они до внутренней стороны своего вопроса и не коснулись, а говорили только о внешнем процессе; его они изображали довольно верно, и никто с ними не спорит; но они думали, что это все, и ошиблись: теория чувственного мышления была своего рода механическая психология, как воззрение Ньютона -механическая космология, притом, никак не надобно терять из вида, что локкова школа рассматривала мышление только как частную, отдельную, личную способность одного типического человека; разум как родовое мышление, пребывающее и развертывающееся в истории и науке, не заслужил их внимания; оттого у всех у них недостает исторического понимания прошлых моментов мышления".

Романтический идеализм

"Философия, не умевшая признать и понять эмпирию, хуже того, умевшая обойтись без нее, была холодна, как лед, бесчеловечно строга; законы, открытые ею, были так широки, что все частное выпадало из них; она не могла выпутаться из дуализма и, наконец, пришла к своему выходу: сама пошла навстречу эмпирии, а дуализм смиренно сходит со сцены в виде романтического идеализма, явления жалкого, бедного, безжизненного, питающегося чужой кровью".

История мышления и природы "

История мышления - продолжение истории природы: ни человечества, ни природы нельзя понять мимо исторического развития. Различие этих историй состоит в том, что природа ничего не помнит, что для нее былого нет, а человек носит в себе все былое свое: оттого человек представляет не только себя, как частного, но и как родового. История связует природу с логикой: без нее они распадаются; разум природы только в ее существовании, - существование логики только в разуме; ни природа, ни логика не страдают, не раздираются сомнениями; их не волнует никакое противоречие; одна .не дошла до них, другая сняла их в себе: в этом их противоположная неполнота".

Грани в природе

"Мы привыкли человеческий мир отделять каменной стеной от мира природы; это несправедливо; в действительности вообще нет никаких строго проведенных межей и граней, к великой горести всех систематиков; но в этом случае, сверх того, опускают из виду, что человек имеет свое мировое призвание в той же самой природе, доканчивает ее возведением в мысль; они противоположны так, как полюсы магнита или, лучше, как цветок противоположен стеблю, как юноша - ребенку".

Задача мышления

"Дело науки - возведение всего сущего в мысль. Мышление стремится понять, усвоить вне сущий предмет и с первого приступа начинает отрицать то, что его делает внешним, другим, противоположным мысли, т. е. отрицает непосредственность предмета, обобщает его и имеет уже с ним дело как со всеобщим: таким оно старается его понять".

Единство личности

"Мало того, что человек идет далее животных, понимая самобытную замкнутость своего я; я есть подтверждение, сознание своего тождества с собою, снятие души и тела, как противоположных, единством личности, - на этом остановиться нельзя: надобно понять высшее единство рода с собою. Это единство начинается поглощением лица как частности, и испуганный человек стремится, напутствуемый ложным чувством самосохранения удержать себя и истиной ставит свое лицо; подтверждая только свое тождество с собою, человек непременно распадается со всей вселенной, со всем тем, что он чувствует не принадлежащим своему я".

Философия-наука

"К философии приступают со своей маленькой философией; в этой маленькой, домашней, ручной философии удовлетворены все мечты, все прихоти эгоистического воображения. Как же не рассердиться, когда в философии-науке все эти мечты беднеют перед разумным реализмом ее! Личность исчезает в царстве идеи в то время, когда жажда насладиться, упиться себялюбием заставляет искать везде себя и себя, как единичного, как этого".

"В науке царство совершеннолетия и свободы; слабые люди, предчувствуя эту свободу, трепещут; они боятся ступить без пестуна, без внешнего веления; в науке некому оценить их подвига, похвалить, наградить; им кажется это ужасной пустотой, голова кружится, и они удаляются. Распадаясь с наукой, они начинают ссылаться на темное чувство свое, которое, хоть и никогда не приходит в ясность, но не может ошибиться".

Общее и частное

"Ни один маятник не удовлетворяет общей формуле, которая выражает закон его размахов, ибо в формулу не вводится случайный вес пластинки, на которой он висит, ни случайное трение; ни один механик, однако, не усомнился в истине общего закона, снявшего в себе случайные возмущения и представляющего вечную норму размахов. Развитие науки во времени сходно с практическим маятником: оптом оно совершает нормальный закон (который здесь во всей алгебраической всеобщности дается логикой), но в частностях везде видны видоизменения, временные и случайные".

Восточный человек

"Восточный человек не понимал своего достоинства; оттого он был или в прахе валяющийся раб, или необузданный деспот; так и мысль его была или слишком скромна, или слишком высокомерна; она то перехватывала за пределы себя и природы, то, отрекаясь от человеческого достоинства, погружалась в животность".

Россия и Европа "Европа не разрешила противоречия между личностью и государством, но, по крайнем мере, она поставила этот вопрос. Россия подходит к задаче с противоположной стороны, но и она ее не решила. При наличии этого вопроса и начинается наше равенство. У нас больше надежд, потому что мы только что начинаем, но надежда - только потому надежда, что может не осуществиться".

Главные сочинения: "Основные философские произведения: "Дилетантизм в науке", "Письма об изучении природы", "С того берега", Избр. философские произведения.

Гершензон Михаил Осипович (1869-1925)

Гершензон Михаил Осипович

Гершензон Михаил Осипович- философ, историк литературы и общественной мысли. Окончил историко-филологический факультет Московского университета в 1894году. Инициатор издания "Вех".
Взгляды Гершензона характеризуются следующими идеями:

Истинная жизнь

"Мечта Руссо проистекала из его безверия. Напротив, жить в Боге - значит уже не жить всецело в относительной человеческой культуре, но некоею частью существа вырастать из нее наружу, на волю. Жизнь в Боге - воистину жизнь, т. е. движение это духовное возрастание, лестница небесная, нагорный путь. Довольно выйти в дорогу, найти тропу, остальное приложится само собой. Сами собой передвинутся окружающие предметы, отдалятся голоса, раскинутся новые кругозоры. Дверь на волю одна для всех, совместно обитающих в одном затворе, и всегда отперта. Вышел один, за ним последует другой. Быть может, и все потянутся друг за другом. Без веры в Бога человечество не обретет утерянной свежести. Напрасно сбрасывать с себя устарелые одежды, нужно скинуть ветхого Адама. Молодит только вода живая."

Путь человечества

Человечеству предстоит еще далекий путь. Лютерово христианство, республика и социализм - только полдела: нужно, чтобы личное стало опять до конца личным, как оно родилось. Но и былое прошло не напрасно. Человек вернется к своему началу преображенным, потому что его субъективность, став всеобщей и объективной ценностью, там, в вышине, за долгие годы расцвела своей вечной правдой. Здесь совершается как бы обратная филогения: достигнув вершины, движение уже иным возвращается вспять, точно тем же путем, этап за этапом, как оно восходило. Поэтому каждая революция есть возрождение старого; монархия снова сменяется единым вечем - парламентом, парламентаризм уступит место еще более ранней форме - федерализму, и так все дальше назад к исходной точке. Но старые формы оживлены теперь другим духом. Община в восхождении была скудна, хаотична и замкнута, в нисхождении она стройно организована и полна всенародного смысла. Исходная же точка, к которой все должно вернуться, - личность. Она вместит в себя всю нажитую полноту. Пройдут столетия - вера снова сделается простою и личною, труд - веселым личным творчеством, собственность - интимным общением с вещью; но и вера, и труд, и собственность будут в личности непреложны и святы, а вовне безмерно обогащены, как из зерна проросший колос. Задача состоит в том, чтобы личное стало опять совершенно личным, и, однако, переживалось как всеобщее; чтобы человек знал во всяком своем проявлении, как Мария, заодно и свое дитя, и Бога.

Главные сочинения: "Мудрость Пушкина", "Ключ веры","Человек, пожелавший счастья", "Мечта и мысль И.С.Тургенева".

Гиляров-Платонов Никита Петрович (1824-1887)

Gilyarov Platonov Nikita Petrovich.jpg

Гиляров-Платонов Никита Петрович- философ, публицист. Профессор Московской Духовной Академии. Пытался проанализировать диалектику Гегеля с позиций формальной логики. Близок славянофилам.

Гиляров-Платонов в 1846 году высказал мысль, что после падения гегелевского рационализма воззрение, ставшее на его место, должно перенести свои исследования в другую сферу и искать полного своего выражения в решении других вопросов, а не в вопросе о природе мысли, как делал это рационализм.

Если реалистическое мировоззрение предполагает несводимость друг к другу обоих миров: внутреннего (идеального) и внешнего (материального), то спиритуальный антропоморфизм растворяет природу в духе, а механико-материализм - дух в природе. В отличие от этих двух, третий тип "абсолютизации" представлен рационализмом, для которого характерно "признание безграничных прав логического разума и отождествление его со всем миром внутренним и внешним, а вместе с тем, следовательно, и скрытое отрицание того и другого, а с ними и самого их общеначала"

Главные сочинения: "Рационалистическое движение философии новых времён", Сборник сочинений, "Вопросы веры и церкви".

Источник

Картина дня

наверх