Беру в руки затрепанный, изрезанный и зачитанный путеводитель по музею Пикассо на английском языке: на русском в то время ничего и нигде не было. Это сейчас, говорят, есть путеводители во всех музеях Парижа на русском.
Вспоминаю это поразительное место с поразительными картинами, которые долго не оставляли меня не только после похода в музей, но и по возвращении в Россию, став символом того, что со мной случилось в Париже.
Моя квартира тогда тоже превратилась в музей Пикассо, где репродукции любимых картин, вырезанных, за неимением лучшего, из путеводителя, нашли свой приют, долго сохраняя аромат той французской весны.
И я снова окунулась в атмосферу любви и обаяния великого Пикассо и незабываемого Парижа. В мир, в котором любовь, измена, смерть, слезы, мечты и мудрость переплелись так тесно, что их невозможно отделить друг от друга. Любовь и вечная женственность... Даже через двадцать лет, прикасаясь к картинам Пикассо, чувствую аромат той любви с горечью пополам.
Музей Пикассо в Париже – музей в квадрате. Само здание является уникальным историческим памятником архитектуры эпохи Людовика XIV. Особняк построен в середине 17 века для одного из предпринимателей, который нажил свои капиталы на налоге на соль. Поэтому замок получил название «Сале», что означает соляной. Потом хозяин разорился и здание стало переходить из рук в руки, пока не было выкуплено муниципалитетом Парижа.
После решения об организации здесь музея Пикассо, был объявлен конкурс на лучший проект музея, который бы одновременно сохранил исторический облик особняка. В 1985 году музей был открыт. Уникальна сама экспозиция музея, организованная по кругу со спуском в подвальное помещение, настолько же витиеватая и сюрреалистичная, как искусство самого мастера. Художник хоть и имел скандальную репутацию, но после смерти уже нельзя было не увековечить его имя во Франции, с которой была связана вся жизнь художника. Даже ударение в фамилии стали ставить на французский, а не испанский, манер.
Музей, усилиями правительства и мэрии Парижа, стал лучшим музеем из числа посвященных гениальному Пабло Пикассо. Отличается музей от других тем, что в нем собраны картины, рисунки, скульптуры, письма и дневники, хранившиеся в доме художника, фактически – весь его личный архив.
Часть своей коллекции Пикассо передал в дар музею в Барселоне, остальная часть, которую пополнял художник до конца своей жизни, скупая собственные картины, была передана музею в счет уплаты налога на наследство наследниками.
После смерти Жаклин Рок, последней жены Пикассо, в соответствии с ее завещанием, музею была передана еще часть наследия художника, а позднее ему передано еще часть уже родственниками художника.
Так постепенно музей стал не только центром, хранящим несколько тысяч его картин, картин любимых им художников, скульптур, графических работ и рисунков, но и писем, книг, заметок и библиотеки, что сделало музей центром изучения и исследования наследия художника.
Я не знаю, какие чувства испытывает тот или иной посетитель музея, но меня потрясло то, как менялся стиль художника в зависимости от женщины, с которой в тот период он был близок, пусть даже на небольшое время.
Автопортрет. 1901 год
Он менялся изнутри, пытаясь стилем передать то, что чувствовал. Не внешнее сходство только, хотя оно все-таки присутствовало, но то, что Пикассо ощущал и видел внутренним взором, прикасаясь к миру каждой из своих муз.
Поэтому я не могу не построить свой образ музея, не выстраивая путь художника по периодам, каждый из которых олицетворял конкретную женщину. Женщина, расщепляемая на мелкие составные части, собираемые художником по своему лекалу, женщина-классицизм; женщина-сон; женщина-слезы; женщина-гордость. Каждая женщина входила в жизнь Пикассо под своим кодовым названием, меняя его стиль и становясь новым воплощением мастера.
Смерть Касахемоса. 1901 год
Менее всего задевает «голубой период» художника, в котором царит смерть, депрессия, боль от самоубийства лучшего друга, переживаемая долгое время, окрасившая его картины в мрачные темно-синие тона. Фигуры статичны и словно застыли в своей боли и страданиях.
Новый период, названный «розовым», знаменует возрождение Пикассо к новой жизни. И во многом благодаря ПЕРВОЙ женщине-музе Фернандо Оливье, вместе с которой он будет почти десять лет.
Фернандо Оливье
Любовь вдохновляла и влияла на колорит его картин. Они стали светлее, жизнерадостнее, постепенно переходя от мрачного темно-синего цвета к теплому розовому, охристому, красному.
Актер. 1904 | Девочка на шаре. 1905 | Арлекин с бокалом. 1905 |
В это время Пикассо увлечен цирком: он часто и подолгу смотрит на артистов цирка Медрано, который располагаются у подножия Монмартрского холма. Главными его героями становятся, актеры, Арлекин, акробаты.
Он увлекается африканским искусством с его масками, яркими красками, магией и примитивизмом. В этот же период он начинает искать новый стиль, используя сезанновские мотивы.
Авиньонские девицы. 1907
Так появились угловатые фигуры в розовых теплых тонах, выполненные в манере великого Сезанна, - «Авиньонские девицы». Монументальное и амбициозное полотно, шокировавшее всех, включая Матисса, который пришел в бешенство, увидев картину.
Пять купальщиц в лесу | Три женщины. 1908 |
Но она стала конечной точкой в поисках Пикассо и началом нового периода, получившим название «кубизма». Его работы в то время мало понятны, но быстро раскупаются, время нищеты кончилось.
Вскоре в его жизни появляется новая муза – Марсель Умбер. Хрупкая, легкая, артистичная, музыкальная Ева.
Марсель Умбер и работа Пабло Пикассо, на которой она изображена, - «Женщина в сорочке, лежащая в кресле» (1913)
Молодая женщина пленила его, став символом изящества и нового периода в жизни Пикассо. Он пишет ее портреты в основном в виде музыкальных инструментов в стиле синтетического кубизма, в который вступает художник под влиянием новой музы.
Скрипка. Я люблю Еву
Но в его картинах неискушенному сложно найти реальный образ женщины, однако они проникнуты такой нежностью и любовью, что словно оживают от прикосновения глаз влюбленного Пикассо.
Скрипка. Я люблю Еву. 1912 год
Счастливы они были недолго. В 1915 г. Ева умирает от чахотки. А кубизм, раскрепостив мастера, дал ему свободу: теперь он понял, что только искусство его может интересовать по-настоящему, от которого он не устанет никогда.
А женщины, которые потом в его жизни периодически появлялись и исчезали, были только до того момента, пока вдохновляли мастера на новые шедевры. Третья женщина-муза – Ольга Хохлова, русская балерина из труппы Сергея Дягилева. Она появляется в жизни Пикассо в 1917 г.
Портрет Ольги в кресле. 1917
Влюбленный в нее, он решается на брак, который, как думал, будет вечным, о чем говорит брачный контракт. В нем зафиксировано, что картины художника будут делиться между супругами поровну. Потом это стало причиной отказа Пикассо от развода: он просто физически не мог расстаться со своими картинами, которые требовала Ольга. Так ее тень преследовала его еще 20 лет вплоть до ее смерти в 1955 г..
Ольга Хохлова. Первая жена 1923
Начинается новый период творчества художника – классический и неоклассицизм, который был очень созвучен классической русской балерине. Утонченная Ольга была умна, имела хороший вкус, была склонна к буржуазному образу жизни и роскоши.
Купальщики 1921 | Купальщицы 1918 | Женщины, бегущие по пляжу. 1922 г. |
Она обставляет дом красивой мебелью, становится вхожа с мужем в салоны и светское общество, любит красиво одеваться и одевает со вкусом мужа. Стиль его живописи становится реалистическим, уже нет непонятных кубических картин, его картины с античными утрированными формами, понятны зрителю.
Вскоре Ольга рожает сына, отец счастлив.
Поль в костюме Арлекино. 1924
Но постепенно Пикассо надоедает роль салонного художника и роскошь, которой его обставляет Ольга. Он чувствует, что задыхается в этой атмосфере. Его друзья по прежней богемной жизни, знавшие Пикассо как новатора, перестают его узнавать, для них он превращался в мертвого художника. Да он и сам это чувствовал, теряя себя. Постепенно Пабло отходит от жены. Скандалы, которая все чаще стала устраивать ему Ольга, делали разрыв неизбежным.
Голова женщины
Он наступил, когда Ольга почувствовала, что муж окончательно охладел к ней как к женщине. Она ушла из его дома только когда узнала о любовнице - Марии Терезе и их общем ребенке.
Отдых. 1932 год
Но разрыв стоил дорого им обоим. Пикассо на какое время вообще не мог приступить к работе, перестал писать, а Ольга стала в своем поведении неадекватной: преследовала его на улице и выкрикивала ругательства в его адрес.
Голова женщины. 1935 год
От переживаний она заболела раком и скончалась в больнице г. Канны. Пикассо ни разу не посетил ее в больнице и не пришел к ней на похороны. Узнав о смерти Ольги, он вздохнул с облегчением: наконец-то она мертва окончательно. И, видя последние портреты Ольги, никто в них не узнает ту Ольгу, которую он когда-то встретил в Риме и влюбился без памяти.
Автор Тина Гай
Продолжение следует
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
Свежие комментарии