На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хвастунишка

6 788 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Яковлев
    Спортсмены ездят по разным городам, у них режим. Но и трахаться хочется. Чтобы спортсмены не нарушали режим и не иск...Чирлидинг – танцы...
  • selyger ger
    Никогда не слышал... не очень сильный голос,  я бы сказал - певица - релакс!Не забудем мы ни ...
  • Ольга Денисова
    скажите, а вот такую котельную, как тут на фоот с кафелем - https://amikta.ru/portfolio/otoplenie-pos-leninskoe можно...Идеи для дома: кр...

Народные промыслы. Вербилковский фарфор

Вербилки - один из крупнейших фарфоровых центров русской культуры. Расположен в 40 км северо-западнее Сергиева Посада.

Основанная здесь английским купцом Францем Гарднером в XVIII веке фабрика выпускала продукцию в лучших русских традициях. На протяжении двух веков здесь создавались шедевры из фарфора, ставшие украшением императорских домов России и Европы.

Гарднеровский фарфор (Вербилки)

Тематика росписей была необычайно широка, но наибольшим спросом пользовались городские пейзажи, изображения знаменитых современников или прославленных красавиц. Визитной карточкой <Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках> стали именные сервизы, украшенные гербами аристократических родов, монограммами и вензелями.

Сегодня вербилковский фарфор является эталоном высочайшего качества. Изделия украшают многоцветной ручной росписью, выполненной в традициях, передаваемых из поколения в поколение. Современному направлению развития промысла присущи изысканность форм, яркая роспись, позолота. Мастера Вербилок возрождают выпуск изделий в лучших гарднеровских традициях: сервизы и чайные пары, изысканные кофейные чашки, роскошные конфетницы и фруктовницы, уникальные вазы из бисквитного фарфора, настенные блюда ручной работы с живописью по фарфору, а также изящные статуэтки восстанавливают по эскизам образцов XIX века.

https://lh3.googleusercontent.com/proxy/mLvouFy5LhGB3YJ_o3wvOiHoE81pqP9vv1m-gMaThZRdk1wYKWMSsK8a-HvLkqqUhq6LquYhndRYsJTOw55rJ7kk4c2sNcX0kk4tcwgs7jcr7GnrGH73dR8J85QK1A1kUlFxrM_gVZQd7-kTChrNJEs-is9XqCc9lEpcbqBGavv3wjJxjJ97Lhp8ywgI25g1HYdQl3PmflnsjmLOpfmu4mfvQHC7

Историю вербилковского фарфора можно условно разделить на несколько периодов. И каждый отличается своим неповторимым стилем, облегчая атрибуцию коллекционерам и ценителям. Наибольшего внимания заслуживает фарфор середины XVIII века, так называемый гарднеровский. Он создавался по мейсенским образцам и составляет достойную конкуренцию оригиналу.

Продажа фарфора из Вербилок в магазине антиквариата Лавка Старины

Также интересна малая пластика, которую завод в Вербилках начал активно выпускать в конце XIX века, специализируясь преимущественно на жанровых сценках.

Вербилковский фарфор on Vimeo

Современное предприятие бережно хранит традиции качества, по-прежнему делая ставку на эксклюзивность продукции. Большой процент ассортимента составляют изделия, декорированные и расписанные вручную, по уникальным старинным технологиям.

Гарднеровский период

Сервиз чайный,, Барбарис,, Вербилки – купить в Москве, цена 5 000 руб.,  дата размещения: 04.05.2021 – Коллекционирование

Ближе к середине XVIII века фарфоровый бум, прокатившийся по Европе, захлестнул и Россию. Императорский двор и высшая аристократия, воспитанная Петром I, с большим интересом относились к западным веяниям, стараясь перенять все модные новинки. В 1728 году правящая императрица Елизавета Петровна получила в дар от Саксонии первый мейсенский сервиз, не только восхитивший её, но и заставивший мечтать об аналогичном производстве в своей стране.

Памятник Францу Гарднеру

Памятник Францу Гарднеру

Всего 16 лет спустя в Санкт-Петербурге была открыта Порцелиновая фабрика, впоследствии ставшая Императорским фарфоровым заводом. Однако пока предприятие переживало сложный этап становления, в небольшом посёлке Вербилки в Подмосковье появилась ещё одна мануфактура – английского купца шотландского происхождения Фрэнсиса Гарднера. Произошло это в 1766 году. Предприимчивый иностранец решил сыграть на любви российской императрицы к мейсенскому фарфору и пообещал «наводнить страну» продукцией такого же качества.

Фарфор Вербилок

Марка Гарднеров служила эталоном для большинства русских производителей фарфора. Изделия завода не раз отмечались самыми высокими наградами, в том числе международными. Характерной чертой массовых изделий гарднеровской фабрики XVIII века являлась простота. В отличие от Императорского завода фабрика Гарднера работала в расчете на широкого потребителя и вырабатывала устойчивые образцы массовой посуды и ее росписи.

Чайный сервиз Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках Ампир Ветка на 6 персон (15  предметов) - купить недорого в интернет-магазине с доставкой по Москве,  Санкт-Петербургу и России

Но откуда Гарднеру был известен секрет «белого золота»? Ведь российскому мастеру Дмитрию Виноградову пришлось открывать рецепт заново, путём долгих проб и ошибок. Как оказалось, русская земля щедра на таланты. И через 3 года после открытия Виноградова, рецепт фарфора опытным путём подобрали гжельские мастера с фаянсовой мануфактуры купцов Гребенщиковых. Производство перестроили под фарфоровое, однако в 1754 году оно оказалось на грани банкротства. Один из братьев Гребенщиковых умер, а второй пытался расплатиться с долгами, чтобы избежать краха. Как раз в этот момент ему на помощь пришёл Гарднер, выступивший поручителем перед кредиторами в обмен на рецепт фарфоровой массы и секреты производства. Позднее спасённый купец возглавил завод в Вербилках, что отразилось на стилистике первых изделий.

Открытие мануфактуры

Народные промыслы | Вербилковский фарфор

Фрэнсис Джэйкоп Гарднер – уроженец графства Стаффордшир, прибыл в Россию в 1746 году. Здесь он стал, для удобства произношения, именоваться Францем Яковлевичем и под этим именем вошёл в историю. Сначала Гарднер торговал лесом, но затем его внимание привлекло малоосвоенное в России, а значит, сулившее большие прибыли сахарное производство. Во время делового путешествия по Черниговской губернии, англичанин обнаружил месторождения каолина, пригодного для изготовления «белого золота». Так называемая Глуховская глина имела оптимальный состав, недаром позднее на ней работали практически все фарфоровые заводы России.

Сервизы Вербилок

Открытие каолиновых залежей навело Гарднера на мысль о производстве тонкостенной керамики. Он интересовался вопросом ещё на родине, но не имел нужного опыта. Обосновавшись в Москве, английский купец приобрёл в 1766 году у князя Николая Урусова небольшую деревеньку Верболово (позднее Вербилки) и землю, где собирался построить завод. Расположение будущего предприятия было выбрано не случайно – всего в 35 километрах находилась фабрика по производству торфяных брикетов, которые могли служить недорогим и качественным топливом для обжиговых печей.

http://www.zolotoe-koltso.ru/goroda_new/sergievposad/pics_sp/sp_verbilki.jpg

Сырьё и энергетические ресурсы нашлись, но возникли проблемы с рабочей силой. Гарднер, не являясь подданным Российской империи, не имел права покупать крепостных крестьян. Однако он вышел из положения, оформив приобретение на ещё одного своего должника – местного помещика Вырубова. Также на производство привлекли вольнонаёмников и отходников (крестьян, отпросившихся на заработки).

Сервизы Вербилок

Истинный сын своей нации, Гарднер был амбициозен. Он мечтал, что его предприятие достигнет уровня уже успевшего прославиться Мейсена. Первым шагом на пути к исполнению этого желания стало приглашение на работу опытных европейских мастеров – живописца-миниатюриста Иохаима Кестнера и скульптора Иоганна Миллера. Последний недолгое время работал на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге и успел ознакомиться с опытами Виноградова.

Чайная пара. Вербилки, завод Гарднера | Фарфор, Блюдце, Керамика

Старший сын Гарднера – Франц, помогавший вести дела, часто путешествовал по Европе, собирая образцы продукции лучших фарфоровых фабрик. Также в становлении предприятия большую роль сыграл швейцарский технолог Ксаверий (Франц Иванович) Гаттенберг, позднее ставший директором ИФЗ. Параллельно с привлечением иностранных кадров, обучали местных крестьян, которых московские дворяне отдавали на фабрику без оплаты.

Орденские сервизы

Фарфоровый завод Гарднера: клейма, выпускаемая продукция | Справочник  антиквариата — «Лермонтов»

В 1877 году помещик Вырубов, на чьё имя были куплены крепостные для гарднеровской мануфактуры, попал в тюрьму за воровство. А поскольку его имущество подлежало отчуждению, предприятие могло остаться без рабочих. Гарднер, до того лишь проводивший опыты с поиском оптимального состава сырья и режима обжига, срочно изготовил четыре сервиза, чтобы задобрить императрицу и расположить её в свою пользу.

Орденские сервизы Вербилок

Роскошные наборы, созданные художником Григорием Козловым, были частично скопированы с мейсенского образца, подаренного Елизавете Петровне саксонским курфюстом.

Objects from the Order of St George Service - Virtual Russian Museum

Они получили название орденских и посвящались высшим наградам Российской империи. Каждый столовый гарнитур украшался одним из орденов:

    Св. великомученика Георгия;
    Андрея Первозванного;
    Александра Невского;
    князя Владимира

Фарфоровый завод Гарднера: клейма, выпускаемая продукция | Справочник  антиквариата — «Лермонтов»

Сервизы включали до 1,5 тысяч предметов. Их планировали подавать к столу во время парадных обедов для кавалеров каждого ордена. Изделия отличались высокой художественной ценностью и безупречным исполнением.

Уже первый подарок из этой серии – Георгиевский сервиз снискал владельцу фарфоровой мануфактуры расположение Елизаветы Петровны и покровительство двух важных чиновников: бывшего управляющего ИФЗ, князя Юсупова и московского генерал-губернатора.

Орденские сервизы Вербилок

Остальные наборы изготавливались уже по заказу императорского двора. Сделав грамотный дипломатический ход, Гарднер не только сохранил своих рабочих, но и привлёк внимание первых лиц государства.

http://5oclocktea.com.ua/images/gard19.jpg

Благодаря этому, он получил разрешение маркировать продукцию клеймом с московским гербом, что поднимало её ценность в глазах столичной аристократии.

Расцвет производства

Фарфор Вербилок - сервиз

Гарднеровский фарфор быстро приобрёл популярность не только в России, но и за рубежом. Фабрика в Вербилках стала главным конкурентом Императорского завода в борьбе за внимание высшей российской знати и царской семьи. Придворные заказы поднимали её престиж, а качество продукции говорило само за себя. «Лицом» мануфактуры стали изделия классического европейского стиля, не уступавшие Мейсену, но стоившие намного дешевле.

https://i.pinimg.com/originals/df/60/d0/df60d0f92f51d08d56ea5041cc59b62d.jpg

Английский предприниматель, а Гарднер до конца жизни оставался подданным своей родины, постоянно работал над расширением производства. Большой доход приносила продукция для среднего класса – купцов, мещан и обывателей, стремившихся подражать высшему обществу во всём, в том числе и в сервировке. Для них выпускались добротные, но упрощённые версии эксклюзивных сервизов.

Фарфор Вербилок - расцвет

Изделия приобретали собственный «почерк», например, появилась уникальная цветочная роспись – полураскрытые бутоны роз и шиповника, нанесённые выразительными, крупными мазками. По ней знатоки легко определяют фарфор из Вербилок гарднеровского периода. В конце XVIII века, ориентируясь на вкусы потребителей, фабрика начала выпускать мелкую пластику, ассортимент которой постоянно расширялся.

Вербилки | ANDRIVE.RU

Наивысшего расцвета производство достигло в XIX веке при младших сыновьях Гарднера и его внуках. Продолжая европейскую традицию, художники фабрики вносили в декор и русские нотки, делавшие его неповторимым. Применялись различные техники лепки, в том числе каннелюры, ажурная резьба и плетение, а также нанесение рельефных изображений шликером (жидкой фарфоровой массой).

https://absolut-dostavka.ru/800/600/https/cache3.youla.io/files/images/780_780/5c/e1/5ce1a5e2c3bdd25f44550142.jpg

В росписи преобладали модные в то время архитектурные и природные пейзажи, батальные сцены (особенно в период наполеоновской войны), фрагменты охоты, цветочные мотивы. Использовались цветные фоны, кобальтовое крытьё, люстрирование и золочение. Для изделий массового тиража опробовали технику печати. Статуэтки приобрели выразительность, большое внимание уделялось проработке мелких деталей и пластике.

«Волшебный фонарь»

Фарфор Вербилок - статуэтки

В 1817 году в Санкт-Петербурге вышла книга «Волшебный фонарь», посвящённая выходцам из простонародья. Красочные иллюстрации изображали представителей разных профессий и сословий, а также бытовые сценки, отличавшиеся большой реалистичностью. Издание сразу вошло в моду и полюбилось публике. Вербилковская мануфактура откликнулась на новинку серией фигурок в том же жанре, которые высоко ценились в своё время и не меньше востребованы сегодня у коллекционеров.

Вербилки фарфоровая фабрика Фарфор Вербилок и салон фарфора - YouTube

В 1833 году на фабрике наладили производство фаянса, который был намного дешевле фарфора и пользовался спросом в народной среде. Тем не менее временем наивысшего расцвета завода считается период производства первых изделий. Коллекция Государственного исторического музея Южного Урала насчитывает 18 изделий завода Ф. Я. Гарднера. В основном это изящная чайная и столовая посуда c ручной росписью.

Чайник заварочный нежно-голубой с растительным орнаментом. Российская империя. Фабрика Гарднера, 1880–1890 гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение

Чайник заварочный нежно-голубой с растительным орнаментом. Российская империя. Фабрика Гарднера, 1880–1890 гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение

Чайная пара розового цвета с незабудками и ландышами. Российская империя. Фабрика Гарднера, 1880–1890 гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение Чайная пара розового цвета с незабудками и ландышами. Российская империя. Фабрика Гарднера, 1880–1890 гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение

Чайная пара розового цвета с незабудками и ландышами. Российская империя. Фабрика Гарднера, 1880–1890 гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение

Сахарница с крышкой с домиком в снегу. Российская империя. Фабрика Гарднера, 1880–1890 гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение

Сахарница с крышкой с домиком в снегу. Российская империя. Фабрика Гарднера, 1880–1890 гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение

Сахарница с крышкой с домиком в снегу. Российская империя. Фабрика Гарднера, 1880–1890 гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение

Сливочник с изображением домика на берегу. Российская империя. Фабрика Гарднера. 1880–1890 гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение

Соусница на подставке с ягодами клубники, малины и бабочками. Российская империя. Фабрика Гарднера. 1870–80- е гг. Фаянс, деколь

Соусница на подставке с ягодами клубники, малины и бабочками. Российская империя. Фабрика Гарднера. 1870–80- е гг. Фаянс, деколь

Некоторые предметы были подарены музею, другие приобретены в разное время у жителей Челябинска. Последние поступления изделий завода Ф. Я. Гарднера — это подарки М. В. Пасешник, внучки известного челябинца, акцизного чиновника, городского и общественного деятеля К. Н. Теплоухова (1870–1942). Это заварочный чайник и сливочник, бытовавшие в этой семье.

Чайник заварочный бело-розовый с мелкими белыми цветами. Российская империя. Фабрика Гарднера. 1880–1890 гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение

Чайник заварочный бело-розовый с мелкими белыми цветами. Российская империя. Фабрика Гарднера. 1880–1890 гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение

Молочник бело-розовый с мелкими белыми цветами. Российская империя. Фабрика Гарднера. 1880–1890 гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение

Молочник бело-розовый с мелкими белыми цветами. Российская империя. Фабрика Гарднера. 1880–1890 гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение

В 1860–1870 годах на гарднеровском заводе была создана большая серия бытовых статуэток, посвященных жизни крестьян и городских низов. Простонародные типы в них слегка приукрашены, но прорисованы с большим мастерством и реализмом. Яркие типажи привлекали к себе внимание не одного поколения зрителей.

Фарфоровый завод Гарднера: клейма, выпускаемая продукция | Справочник  антиквариата — «Лермонтов»

Фигурки отличались живостью и красноречивостью сюжетов, реалистичной трактовкой образов. Они так органично вписывались в интерьеры столовых, гостиных, дамских будуаров и рабочих кабинетов, что стали важнейшими и необходимыми атрибутами обстановки. Их называли «куколками для взрослых».

https://www.i-podmoskovie.ru/upload/resize_cache/iblock/4e2/400_200_2/4e2bc40bc64d7312b5f51b6b7a2eed1e.jpg

Ими играли и часто устраивали представления. В музейном собрании представлены две статуэтки — «Сбитенщик» и «Пляшущая крестьянка». Одной из наиболее популярных гарднеровских статуэток можно по праву считать фигурку продавца сбитня, выполненную по литографии А. О. Орловского (1809).

Статуэтка «Сбитенщик». Российская империя. Фабрика Гарднера. 1860–1870 гг. Бисквит, роспись полихромная

Статуэтка «Сбитенщик». Российская империя. Фабрика Гарднера. 1860–1870 гг. Бисквит, роспись полихромная

Статуэтка «Пляшущая крестьянка». Российская империя. Фабрика Гарднера. 1880–1890 гг. Бисквит, роспись полихромная

Статуэтка «Пляшущая крестьянка». Российская империя. Фабрика Гарднера. 1880–1890 гг. Бисквит, роспись полихромная

В 1853 году фабрика переходит к внукам Гарднера – Владимиру и Александру. В 1855 году продукцию начинают клеймить изображением императорского двуглавого орла. А ещё год спустя предприятие включают в список личных поставщиков двора его Величества. Этот статус сохранялся вплоть до свержения монархии в 1917 году.

В 1892 году завод перешел в руки промышленника М. С. Кузнецову, что ознаменовало конец гарднеровского и начало кузнецовского периода.

Кузнецовский период

Фарфор Вербилок - Кузнецовский период

В конце XIX века  руководство фабрикой перешло к Елизавете Гарднер – супруге внука Франца Яковлевича, Павла. К тому времени наметился спад производства, а художественная ценность знаменитого фарфора из Вербилок снизилась. Елизавета Николаевна не обладала коммерческой жилкой и не могла идти в ногу со временем, своевременно обновляя и улучшая ассортимент, модернизируя технологии и оборудование, расширяя рынки сбыта.

Вербилки

В 1892 году предприятие, находившееся в бедственном положении, выкупил основатель крупнейшей в России фарфоровой империи – промышленник Матвей Кузнецов. Цена за фабрику с наработанной за 120 лет безупречной репутацией, была баснословно низкой. Елизавета Гарднер также передала новому владельцу модели, формы и образцы росписи. Но главное, что интересовало Кузнецова – выходца из народных низов, аристократическая клиентура фабрики. Поэтому он сохранил не только стиль предприятия, но и узнаваемое клеймо с гербом империи и фамилией основателя.

https://lh3.googleusercontent.com/proxy/NG5xGHE35Q-m_Z4CgJkaeUw3v-pe_JDk5b8AU3Se92jGHU-N99-EjNnuYNQOBfwtNURvx7PkTRRGV9ZXTpl21s_Fro3h8-6wCN0imO3cYOAFStedgKFQHdzRHsDUfVbi8f7FJnq2z2utesUZS5FGbz5xq-td3lMNYvPbactYgc-GZt29UNtYGCCNijhf2Uf5F56E_T_r-LA5HxlH71lElKXskOliMQ

В империи Кузнецова началось второе возрождение гарднеровского фарфора. Параллельно выпускались изделия из фаянса высшего качества, называемого опак. Появившийся в этот период стиль модерн с его витиеватыми формами и сложной цветовой гаммой нашёл отражение в вербилковском фарфоре. Он ценится антикварами наравне с изделиями гарднеровской эпохи.

Советский период и настоящее время

Мой Сказочный Мир: Фарфор Вербилки

После революции предприятие переименовали в Димитровский завод. На клейме изображался герб СССР и новое название. Завод выпускал продукцию по старым кузнецовским образцам, однако, её качество значительно снизилось. Массовость производства преобладала над стремлением к художественной выразительности.

Фарфор Вербилок - Народы России

Коллекционеры собирают только агитационный фарфор этого периода и фигурки из выпущенной в 1930-х годах скульптурной серии «Народы России».

Статуэтка "Клоун". Фарфор, роспись, золочение, глазуровка. Дмитровский  фарфоровый завод, Вербилки, СССР, 1960-е гг. - купить по выгодной цене в  интернет-магазине OZON.ru

Ещё следует обратить внимание на оригинальные работы скульптора Сергея Орлова. Его серии «Клоуны», «Конёк Горбунок» и «Золотая рыбка» выпускаются заводом до сих пор.

https://media.izi.travel/5e1d6979-0e59-4a90-bd93-092bed070e56/ecaed739-a930-4f21-a274-c0d2b03946be_800x600.jpg

С 1954 по 1965 год продукция маркируется клеймом ДФЗ с простым и лаконичным дизайном. А затем появляется изображение лося, сделавшее продукцию Вербилок легко узнаваемой и знаковой.

Файл:Фарфор-Вербилок.gif

В 1991 году предприятие перешло в частную собственность и было переименовано в ЗАО «Фарфор Вербилок». Сегодня оно переживает не лучшие времена, хотя продолжает держаться «на плаву». Значительно снижает конкурентоспособность оборудование 70-х годов прошлого века, не позволяющее внедрить новые технологии и ускорить процесс производства. Большинство сотрудников завода – люди преклонного возраста, молодёжь не привлекают низкие зарплаты за сложную многочасовую работу.

Фарфор Вербилок - настоящее время

А вот эксклюзивная линейка предприятия, где тонкостенные предметы отливаются, лепятся и расписываются вручную, по-прежнему пользуется спросом. Вербилкам направляется большинство кремлёвских заказов, в том числе и на продукцию для дипломатических подарков.

https://media.izi.travel/5e1d6979-0e59-4a90-bd93-092bed070e56/4518dc7a-c96f-40e8-b42b-abf1d32fcd99_800x600.jpg

Несмотря на кризисные для российской керамической индустрии времена, ассортимент предприятия постоянно расширяется. В него включены:

    сувенирная продукция;
    предметы интерьера;
    сервизы, чайники, чайные и кофейные пары;
    детские наборы;
    винные штофы;
    украшения;
    иконы;
    посуда для сектора HoReCa

Из разных источников

Картина дня

наверх