На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хвастунишка

6 783 подписчика

Свежие комментарии

  • Наташа Ширинская
    Огромное спасибо за публикацию! Узнала очччень много интересного... Валерий Константиныч мой самый лучший друг... Име...НОСТАЛЬГИЯ. Песни...
  • Егор Иванов
    Правда?Древние цивилизац...
  • selyger ger
    И тут все вымерли..!Самые таинственны...

«Чего я стою?» Вопрос, позволяющий найти силы

В трудные моменты мы часто спрашиваем: почему жизнь ко мне так несправедлива? Эксперт Московского института психоанализа психолог Татьяна Попова предлагает ответить на другой вопрос, который окажется гораздо эффективней в сложной жизненной ситуации.

Вопрос «чего я стою?» мы задаем чаще всего в переломные моменты.

Например, когда выбираем место работы и анализируем свои профессиональные знания, умения и навыки. Или когда нужно продемонстрировать силу характера в непростой ситуации. Но бывают кризисные ситуации, когда мы оцениваем не качества и умения, а весь свой путь в целом. Мы спрашиваем, почему наша жизнь такая трудная, не дарит подарки, содержит столько боли и страдания. И каков ее смысл?

https://a.d-cd.net/6ceb501s-960.jpg

Упражнение, которое я предлагаю клиентам в такой ситуации, называется «Драгоценность». Необходимо придумать ответ — нарисовать, слепить, сочинить стихотворение или станцевать ответ на вопрос «В чем моя ценность?». Когда мы смещаем акцент с того, что нам должна жизнь, на самих себя, многое меняется. Как Я отношусь к собственной жизни и что уникального Я привношу в этот мир? Человек вспоминает о поддержке, которую дает друзьям, о том, что без его идей не состоялись бы многие проекты, а его семья без него была бы совсем другой.

Одной из моих клиенток была девочка-подросток, попавшая в сложную ситуацию. У нее умерла мама, обстоятельства не позволяли продолжить учиться в 10 классе, впереди было много перемен. Она жаловалась, что жизнь к ней несправедлива, тогда я попросила выполнить упражнение «Драгоценность».

Творческий процесс открывает доступ к нашим скрытым сокровищам, а осмыслить и принять их — наша важная задача.

Она нарисовала сапфир, на центральной грани которого были изображены руки. Она стала рассказывать о том, что ей нужна поддержка. На мой осторожный вопрос: «А что ты можешь предложить жизни?» — она задумалась и сказала: «Я всегда старалась заботиться о маме, когда она заболела, и оказывала ей поддержку. Но я и других всегда поддерживаю, и мне это нравится».

Внезапно она застыла на минуту, а затем сказала: «Эти руки на рисунке, наверное, неслучайны: я вспомнила, как спасла одну незнакомую девочку. Мы гуляли зимой у реки, и вдруг я увидела, как девочка провалилась под лед. Я не знаю, почему я так поступила: я не думала, я просто подбежала, легла на лед и вытащила ее».

Девочка поступила в психологический колледж. Потом она рассказала мне, что именно тогда поняла: поддержка людей — главная ценность ее жизни.

Артлоготерапия позволяет найти смысл через творчество и искусство. Творческий процесс открывает доступ к нашим скрытым сокровищам, а осмыслить и принять их — важная задача, которая поможет ответить на вопрос «Чего я стою?».

Об авторе

Татьяна Попова — психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Московского института психоанализа, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии, профессор ФГБНУ «ПИ РАО».

Источник

Картина дня

наверх