На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хвастунишка

6 788 подписчиков

Свежие комментарии

  • selyger ger
    И тут все вымерли..!Самые таинственны...
  • Алексей Яковлев
    Спортсмены ездят по разным городам, у них режим. Но и трахаться хочется. Чтобы спортсмены не нарушали режим и не иск...Чирлидинг – танцы...
  • selyger ger
    Никогда не слышал... не очень сильный голос,  я бы сказал - певица - релакс!Не забудем мы ни ...

Скульптуры Этьена Мориса Фальконе

Этьен Морис Фальконе: скульптуры, их описание и фото

Этьен Фальконе, французский скульптор, родился 1 декабря 1716 года. Он был сыном простого столяра. Первые навыки в скульптуре Этьен получил в мастерской своего дяди Никола Гильома, мастера-мраморщика.

Французы были невысокого мнения о Фальконе: "Слишком обычный, такой, каких много. Идеи его банальны, а техника тривиальна".

Интерес к творчеству мастера возник после того, как появилась его самая знаменитая скульптура - "Медный всадник" в Петербурге.

Многие земляки художника приезжали в российскую столицу, чтобы лично увидеть шедевр, созданный "посредственностью".

Фальконе "Памятник Петру I"

Фальконе "Памятник Петру I"

И прямо в темной вышине
Над огражденною скалою
Кумир с простертою рукою
Сидел на бронзовом коне
.

(А.С. Пушкин)

Всю жизнь Фальконе мечтал о создании монументального произведения, — воплотить эту мечту ему удалось в России. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Эскиз из воска был сделан ещё в Париже, а после приезда мастера в Россию в 1766 г. началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.

Он отказался от канонизированного образа императора-победителя, римского цезаря, в окружении аллегорических фигур. Он стремился воплотить образ созидателя, законодателя, преобразователя, как сам писал в письме к Дидро: «Мой монумент будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения народа. Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем, и другим. Гораздо выше личность Созидателя, Законодателя, Благодетеля своей страны и вот ее-то и надо показать людям». В качестве аллегории он оставил лишь змею, имеющую не только смысловое, но и композиционное, конструктивное значение: усиление статуи.

Памятник этот стал пластическим образом целой эпохи. Конь, вставший на дыбы, смиряется твердой рукой могучего всадника. Голова всадника — это также совершенно новый образ в иконографии Петра – это торжество ясного разума и действенной воли.

Фальконе "Памятник Петру I" (фрагмент)

Фальконе "Памятник Петру I" (фрагмент)

В качестве постамента был использован так называемый «Гром-камень», на который при поисках в окрестностях Петербурга (8-12 км) указал крестьянин Семен Григорьевич Вишняков. Первоначально камень весил около 2 тыс. тонн.

Этот памятник больше известен под названием «Медный всадник», хотя поэма Пушкина была написана намного позже, в 1833 г., а памятник отлит из бронзы. Его отлил артиллерийский литейщик Емельян Хайлов, тогда как привезенный из Франции литейщик отказался от этой работы в силу особой ее сложности: скульптура была со стенками разной толщины – передняя часть должна была быть тоньше, а задняя – толще, чтобы вздыбленный конь имел большую устойчивость.

Голова бронзового императора была отлита по проекту ученицы и невестки Фальконе Мари-Анны Колло.

Памятник открыли 7 августа 1782 года – в столетний юбилей воцарения Петра. Фальконе не дождался открытия памятника, он уехал в Париж в 1778 г. Работы по завершению монумента были поручены Юрию Матвеевичу (Георгу Фридриху) Фельтену – архитектору, работавшему с уже знаменитым тогда Растрелли. Вскоре с Фальконе случился удар, приведший к параличу, приковавшему художника к постели на восемь лет. Он так и не оправился от этой болезни. 24 января 1791 года жизнь замечательного художника оборвалась.

Фальконе "Памятник Петру I" (фрагмент)

Фальконе "Памятник Петру I" (фрагмент)

Змея под копытами коня, по замыслу Фальконе играющая роль дополнительной опоры и символизирующая «побеждённую зависть», выполнена русским скульптором Федором Гордеевичем Гордеевым.

Увенчала постамент памятника надпись царицы: «Екатерина II Петру I».

«Санкт-Петербургские ведомости» (август 1782 г.) писали об открытии памятника: «В 2 часа стали собираться гвардейские полки… Строй войска простирался до 15 000… На месте памятника взорам людей представилась дикая каменная гора, вышиной в 5, а в окружении в 32 сажени… Сигнал открытия был дан ракетою… Вдруг видению всех предстал изумленным очам зрителей Петр на коне, как будто бы из недр он внезапно въехал на поверхность огромного камня… Ему отдали честь ружьем и уклонением знамен, а суда на Неве поднятием флагов и пальбою с обеих крепостей и беглым огнем».

По смелости композиционного и технического решения, строгости и лаконизму форм памятник Петру – одно из лучших произведений монументального искусства того времени. До сих пор Фальконе в первую очередь известен как автор этого памятника, равных которому в мировой скульптуре немного.

Фальконе рано попал в придворные скульпторы. Выполнял заказы монархов и их фавориток. Высокое положение требовало от него строго соблюдать все условности моды, а модным при дворе был внешне сложный и замысловатый стиль рококо.

Работы автора "Медного всадника" сегодня можно увидеть в Лувре, Эрмитаже и нескольких французских музеях.

Флора, скульптура на фасаде Малого Эрмитажа - автор Фальконе

Флора (1751, Государственный Эрмитаж)

Изящная статуэтка, изображающая богиню весны, выполнена в особенной манере "галантного стиля". Милое лицо с мягкими, нечеткими чертами. Хрупкое телосложение, целомудренная поза - все в этой работе говорит о том, что главная задача этой работы - украшать интерьер, создавать атмосферу легкого флирта, кокетства и шаловливости.

Весь облик девушки — воплощение юности, какой-то особенной чистоты и женственного обаяния. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе.

Скульптура Сидящий купидон, Лувр - автор Фальконе

Сидящий купидон (1757, Лувр, Париж)

Излюбленный сюжет мастеров эпохи рококо - изображение божества любви - купидона. Крылатый малыш приложил палец к губам, приглашая держать в тайне его проказы. Лицо его полусерьезно, на лице едва заметная улыбка. Еще одна интерьерная скульптура в ряду характерных для середины 18 века. Однако, реалистичные линии тела, пластичность и сложная поза, указывают на несомненный талант автора, а также на то, что художнику тесно в рамках затейливого рококо...

Скульптура "Амур", автор Фальконе, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Амур (1757, Государственный Эрмитаж)

Во второй половине 1750-х годов он работал на Севрской мануфактуре, вначале выполняя модели по рисункам художника Буше, в дальнейшем он вступает на путь самостоятельного творчества. К этому периоду относится его мраморная статуя «Грозящий амур». Античный Амур был веселым, кокетливым, а подчас и жестоким богом любви. Летая повсюду со своим луком и колчаном, наполненным стрелами, он поражал сердца людей, неся им радость и счастье, а порой и жестокие муки любви.

Является по своей сути повторением предыдущей скульптуры. Автор лишь немного изменил позу, а лицо героя сделал более детским и задорно-веселым. У Фальконе Амур – это шаловливый ребенок, жизнерадостный и лукавый. Скульптор превратил холодный мрамор в фигуру, наполненную жизнью и теплом. Мягкий наклон его головы, хитрый взгляд, лукавая улыбка, пальчик, приложенный к губам, — все это наполняет композицию жизнью. Очень выразительно передана прелесть пухлого детского тела, его естественная ребячья грация, его крылья, нежные перышки которых как бы трепещут. О высоком мастерстве скульптора, создавшего бога любви в образе ребенка, покоряющего своей искренностью, говорит эта работа.

Пигмалион и Галатея, Лувр, автор Фальконе

Пигмалион и Галатея (1763, Лувр, Париж)

Известный мифологический сюжет мастер рассматривает, как награду художнику за упорство и талант. Перед зрителем момент чуда - статуя оживает, Пигмалион замер от восхищения. Фигура Эрота, целующего руку Галатее, уравновешивает композицию, завершает ее, вписывая всю группу в овал - излюбленную форму рококо.

Скульптура Оракул, Фальконе

Статуэтка Enfants jouant la loterie,1757 год, Севр

Необыкновенно изящная и трогательная статуэтка, изображающая двух молодых людей, играющих в популярную игру. Обилие мелких деталей, тщательно проработанные складки одежды, игривые лица - все в этой работе вызывает радость и интерес.

Зима,1763. Эрмитаж, Санкт-Петерубрг

Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима» (начата по заказу мадам де Помпадур в середине 1750-х гг. и завершена в 1771г.), о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро. Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, как снежным покровом, цветы у ног, полон тихой мечтательной грусти. Аллюзией зимы являются знаки зодиака, изображенные по сторонам постамента, и чаша у ее ног, расколовшаяся от замерзшей воды. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать, и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе.

Фальконе начал работу над статуей "Зима" в 1763 г., выполняя заказ маркизы Помпадур, фаворитки Людовика XV, которая была его первой покровительницей. Смерть маркизы в следующем году остановила работу над скульптурой. После окончания переговоров о приезде в Россию для выполнения памятника Петру I, незаконченная работа была приобретена Екатериной II и в 1766 г. отправлена в Петербург, где Фальконе ее завершил.

Первоначально скульптуру хотели поместить в Ботаническом саду. Зима представлена в образе молодой женщины, укрывающей краем плаща цветы. У ее ног - расколовшаяся чаша с замерзшей водой - символ зимнего холода; куб, на котором она сидит, украшен знаками Зодиака, соответствующими зимним месяцам.

Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, как снежным покровом, цветы у ног, полон тихой мечтательной грусти. Аллюзией зимы являются знаки зодиака, изображенные по сторонам постамента, и чаша у ее ног, расколовшаяся от замерзшей воды.

В простом пластическом мотиве сидящей женской фигуры скульптор гениально сочетал некоторые внешние черты господствовавшего тогда стиля рококо с реалистическими устремлениями, присущими его многогранному таланту.

Весь облик девушки - воплощение юности, какой-то особенной чистоты и женственного обаяния - передан свободно и выразительно; он подкупает своей жизненностью и непосредственностью. Богатая игра света и тени, мягкая и уверенная моделировка мрамора создает иллюзию живой поверхности обнаженного тела.

Милон Кротонский. 1754. Лувр

Фальконе выполнял «Милона Кротонского» для получения первого академического звания «назначенного» (agréé). Гипсовая модель «Милона» экспонировалась в Салонах Лувра в 1745 г. Однако академический совет не разрешил молодому скульптору выполнять окончательный мраморный вариант «Милона» на том основании, что в нем усмотрели слишком большое сходство с одноименной статуей Пьера Пюже (1671-1682).

Художественные качества дебютной работы Фальконе неоднократно обсуждались критиками и искусствоведами. Интересно, что в своих оценках они особенно обращали внимание на степень подражательности произведения.

Купальщица. 1757. Лувр

Необычайный дар композиционных решений позволил Фальконе создать бесконечные вариации в изображении обнаженного женского тела. Он настойчиво возвращается к этим мотивам. Под его резцом рождаются образы, в основе которых всегда лежит тонкое восприятие природы. Они покоряют своей поэтичностью и высоким мастерством исполнения.

Известно, что Фальконе в своей творческой жизни не был счастлив. Выполняя заказы своих влиятельных покровителей, он потерял творческую свободу. Лишь однажды, во время работы над памятником Петру первому, ему удалось воплотить в жизнь по-настоящему свой замысел. На родине художник принимал участие в создании скульптур нескольких церквей. К сожалению, большинство его работ погибло во время Великой французской революции.

Галерея работ Фальконе

Флора, 1751 г. Эрмитаж

File:Sevres Jeune fille trayant une vache.jpg

Статуэтка. Севр, Национальный музей керамики

Три грации, ок. 1770 г. Париж, Лувр

Оракул, 1766 г. Севр, Национальный музей керамики

"Купальщица", 1780-е

"Сидящая нимфа"

"Психея с цветами"

"Леда и лебедь", 1750-е

"Аллегория музыки", 1752

"Сидящая девочка", 1788

Нежная грусть

Венера с голубями

"Туалет Венеры"

"Задумчивая девочка"

Из разных источников

Картина дня

наверх