«Ария» («Aria»)
Режиссер Петр Сапегин. Норвегия, Канада, 2001. Музыка Джакомо Пуччини — опера «Мадам Баттерфляй»
Петр Сапегин ( московский театральный художник, с 1990-х годов ставший одним из самых известных норвежских анимационных режиссеров) снял «Арию» на сюжет оперы «Мадам Баттерфляй». Это очень сильное кукольное кино, по заслугам получившее множество фестивальных наград. Лейтенант Пинкертон, не случайно похожий на пластикового Кена, дарит Чио-Чио-сан патефон с пластинкой, играющей самую знаменитую арию из оперы Пуччини.
Тема кукольности — центр фильма, начиная с того, что это парадоксальная интерпретация сюжета «женщина-кукла», где куклой в большей мере оказывается мужчина и все, что к нему относится. О том же и любовная сцена с пластиковыми, почти бесполыми телами, и американская жена-Барби лейтенанта — продукт масс-маркета с машиной, полной разноцветных пупсов-детей. И страшный финал, где не желающая быть куклой Чио-Чио-сан, лишившись всего, яростно уничтожает свою кукольную плоть и кости.
«Сатимания» («Satiemania»)
Режиссер Зденко Гаспарович. Югославия, 1978. Музыка сочинения Эрика Сати
Один из лучших музыкальных фильмов в истории анимации снял хорватский режиссер Зденко Гаспарович на музыку Эрика Сати. В 1978 году великая загребская школа еще числилась значимой, хоть и двигалась к закату, и «Сатимания» стала одним из ее главных столпов и главным фильмом Гаспаровича, который свое авторское кино почти не снимал. Лента получила множество призов по всему миру, но главное, что по драматургии и способу рассказа она была новой, в то время так анимацию не снимали.
Фильм «Сатимания», как музыка, — изменчивый, мгновенно меняющий тему, средства, играющий и с масскультом, и с классическим искусством. Это свободный рассказ о городе с его фланерами, ресторанами, кино и бесконечно печальными мечтательными женщинами из борделя. Легендарное бурное начало с целой коллекцией походок, от которых не оторвешься (а для аниматоров походки — это просто фетиш), сменяется замершими зарисовками — как будто вообще без анимации. Гаспарович не сковывает себя не только сюжетом, но и вообще никакими правилами; его кино течет, как вода, куда ему хочется, мысль перескакивает и возвращается — прихотливо, но осмысленно.
К разговору об этой ленте нельзя не вспомнить недавний фильм самого знаменитого режиссера японской авторской анимации Кодзи Ямамуры «„Парад“ Сати». Он снят по балету «Парад» Эрика Сати и его запискам, а среди героев есть и сам смешной бородатый композитор.
«Карнавал животных» («The Carnival of the Animals»)
Режиссер Михаэла Павлатова. Чехия, 2006. Музыка Камиль Сен-Санс — «Карнавал животных»
Михаэла Павлатова, одна из самых знаменитых сегодня чешских режиссеров анимации, много снимающая на женские темы, сделала этот остроумный фильм на музыку Сен-Санса о сексуальности всего живого.
Рассказ начинается с тревог о пубертатном изменении тела, обольщений, страхов, снов, одиночества и гиперчувственности юности и доходит до триумфа и оргазма всей живой природы вплоть до улиток и пчел.
Свежие комментарии