Жанром называют вид изобразительного искусства, сложившийся исторически в результате классификации изображений на полотнах по тематическому признаку. Жанры живописи, представленные в современном искусстве, начали формироваться в эпоху древних цивилизаций Рима и Греции – в искусстве выделяют первые признаки градации по видам.
Жанр, как одно из ключевых понятий в живописи, начал формироваться в эпоху Возрождения. В 17 веке появились понятия «высоких» и «низких» жанров. Например, портрет, натюрморт – «низкие», историческая и религиозная живопись – «высокие» виды. Классификация была актуальна до 19 столетия.
Специфика передачи изображения зависела от стиля, который доминировал в определенную историческую эпоху:
Барокко 16 – 17 столетия: динамичность передачи изображений, яркая, пышная декоративность:
Рубенс. «Самсон и Далила» (1609)
Классицизм 17 – 19 века, характерная черта – возврат к традициям античности:
Джованни Баттиста Тьеполо. "Пир Клеопатры"
Реализм 19 – 20 века, сформировался под влиянием философии позитивизма в конце 19 века породил два течения – импрессионизм:
Клод Моне. “Впечатление. Восходящее солнце”
и натурализм:
Жюль Бастьен-Лепаж. «Октябрь. Сбор картофеля» (1878)
Представители направления – российские «передвижники»:
Ф. С. Журавлёв. "Дети-нищие" 1860-е гг.
веризм в Италии:
Винченцо Кабьянка. Картина «Прогулка», 1867
«школа мусорного ведра» в США. Суть жанра в художественном отображении повседневной жизни бедных слоев общества, рабочих кварталов, мигрантов и даже маргиналов, отвергнутых обществом:
Джорж Уэсли Беллоуз. «Дымящиеся улицы»
В 20 веке из реализма появились соцреализм:
Борис Иогансон. Допрос коммунистов. 1933 год
критическое направление:
В. Г. Перов. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861 г.
магическое направление:
Майкл Паркес. Дань уважения "Маленькому принцу" Антуана де Сент-Экзюпери́
и гиперреализм:
Агустин Рече-Мора. Картина «Севильская улица от столовой Хонтанарес к улице Алькала, 1993», 1993
Авангард – направление в искусстве 20 века, которое делится на множество видов.
«Икона» мирового авангарда — «Чёрный квадрат» (1915) Казимира Малевича
В современном искусстве существует такая градация видов:
Историческая живопись
В. И. Суриков. Утро стрелецкой казни
Вид, сформированный в эпоху Возрождения. Представляет работы, с изображениями реальных исторических событий. Проявлениями считают мифологические, религиозные, некоторые аллегорические сюжеты. Цель исторической живописи – прославление героев, формирование идеологии и определенного образа мышления. Примеры: В.Суриков «Переход Суворова через Альпы», К.Брюллов «Последний день Помпеи», Э.Делакруа «Свобода на баррикадах».
Портрет
Египет. Фаюмские портреты
Изображение реалистичного облика человека или группы людей. На особенности передачи образа влияли особенности стиля, доминантного в определенную эпоху, каноны красоты исторического периода, индивидуальный стиль художника.
Натюрморт
И. Хруцкий. Натюрморт
Вид живописи, целью которого является изображение предметов, фруктов, букетов цветов. Другими словами – изображение мертвой природы. Сформировался в 15 веке в Западной Европе. Изначально цветы, фрукты и прочие атрибуты были частью религиозной живописи, которые в эпоху Возрождения выделились в отдельный жанр.
Мифология
Питер Пауль Рубенс — «Персей освобождает Андромеду», 1622
Мифологический вид изобразительного искусства – одно из направлений исторической живописи, имеющее аналогичную смысловую нагрузку. В центре внимания художников находятся герои мифов, преданий, былин. В зависимости от стиля, характерного для конкретной исторической эпохи, мифологический жанр отличался разнообразными особенностями.
Батальный
В. В. Верещагин. Конец Бородинской битвы
Баталистика считается разновидностью исторической живописи. В центре внимания живописцев – сцены битв. Для картины в батальном направлении характерно: монументальность, динамика, реалистичность, внимание к деталям. Жанр имеет серьезную информативную и смысловую ценность. Многие полотна были написаны художниками, которые непосредственно были очевидцами событий – особенно, это касается живописи 19-20 веков. К батальному жанру можно отнести полотна, отображающие быт военного времени.
Бытовой жанр
Ян Вермеер Делфтский. Молочница
Жанр, отображающий быт, современный художнику. Направление зародилось в Средние века, с 16 века – наблюдается подъем вида изобразительного искусства. Идейными основами жанра стал реализм, гуманизм, демократизм, что породило повышенный интерес к народному быту. Через картины художники стремились передать социальные проблемы общества.
Пейзаж
Петер Мёрк Мёнстед. «Ручей в лесу»
Жанр живописи, выделенный в эпоху Нового времени. На протяжении многих веков пейзаж существовал в качестве фона для религиозной или мифологической картины. Полотна с изображением природы представлены в работах художников разных стилей и направлений. Главная тема работ пейзажистов – открытое пространство: город, деревня, горы, море. Исходя из объекта, который изображен на полотне, пейзажи классифицируют, выделяя марины, панорамные и индустриальные полотна, городской и деревенский пейзаж. Особенность жанра: человек может присутствовать на изображении, но никогда не будет в центре внимания.
Анималистика
Чарльз Бартон Барбер 1845-1894 г.г.
Жанр искусства, посвященный изображению животных. Художники работают в стилях реализм, абстракционизм, импрессионизм, чтобы передать особенности представителей фауны или фантазийных животных – героев сказок и мифов. Анималистика зародилась еще во времена древних цивилизаций.
Работы в различных жанрах представлены у художников Средневековья, Нового времени, эпохи Просвещения, современности и других исторических периодов, демонстрируя характерные черты живописи своего времени.
Источник: https://artrecept.com/zhivopis/zhanry
Свежие комментарии